Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Зеленая» политика Байдена сломает последний барьер в реализации «Северного потока – 2»

«Зеленая» политика Байдена сломает последний барьер в реализации «Северного потока – 2»

Джо Байден начал свое президентство сразу с нескольких «экологических» шагов, затрагивающих интересы нефтегазового сектора США. Чем это грозит американской, мировой и российской экономике, разбиралась «ПолитРоссия».

«Зеленый» президент

Избранный президент США Джо Байден, официально вступивший в свою должность 20 января, сразу же продемонстрировал тот политический курс, которого он будет придерживаться, находясь у руля страны. Едва только заняв Овальный кабинет, 46-й глава государства принялся отменять указы своего предшественника Дональда Трампа, получившие изрядную порцию критики со стороны демократического крыла американского политического истеблишмента. Так, Байден фактически вернул США в Парижское соглашение по климату 2015 года. Оно подразумевает сокращение углеродных выбросов в окружающую среду. Документ о присоединении к договору передадут в ООН, он вступит в силу через 30 дней. Помимо этого, президент отозвал разрешение на строительство части трубопровода Keystone XL, который идет из Канады в США. Против строительства активно протестовали экологи и активисты.

Такие решения не должны никого удивлять. Как отметил в беседе с корреспондентом «ПолитРоссии» доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев, Джо Байден никогда не скрывал, что является сторонником «зеленой повестки», направленной на большой переход Америки на использование возобновляемых источников энергии и снижение выбросов в атмосферу. Так, еще летом прошлого год он опубликовал план по борьбе с климатическим кризисом, в рамках которого планирует потратить на экологические реформы порядка 2 триллионов долларов в течение четырех лет. 

«По существу, такая тенденция, конечно, есть. Она, может быть, связана даже не с самим Байденом, а с теми силами, которые стоят над ним. Это ведь был тот курс, которому администрация Обамы следовала на протяжении всех 8 лет пребывания у власти. Они действительно сделали большой упор на развитие так называемых зеленых технологий, то есть возобновляемых источников энергии. Это было очень важное направление, в том числе и с точки зрения сбережения природных ресурсов. И сегодня, я думаю, эта линия будет продолжена», – объясняет американист. 

При этом Байдена, очевидно, не смущает даже тот факт, что подобная политика может вызвать конфликт со многими торговыми партнерами США. В частности, решение по Keystone XL уже вызвало бурю негодования со стороны Канады. Премьер страны Джастин Трюдо заявил, что не скрывает своего разочарования по поводу случившегося, а Джейсон Кенни, губернатор добывающей канадской провинции Альберта, и вовсе назвал действия Байдена оскорблением и ударом по экономике Оттавы – и даже призвал центральное правительство ввести адекватные санкции по отношению к Вашингтону.

Как отмечает Владимир Васильев, одной лишь Канадой список недовольных действиями Байдена не ограничивается. Не скрывают своего раздражения и представители нефтяного, газового и нефтеперерабатывающего секторов США. Штаты являются крупнейшим нефтепотребителем в мире. До кризиса они потребляли порядка 21 миллиона баррелей в сутки. Это примерно 21 % от всего мирового потребления. Главным же поставщиком для США всегда была Канада – ее высокосернистая и дешевая нефть очень ценится американскими нефтеперерабатывающими заводами. А это значит, что своими действиями Байден поставил под удар отрасль, которую внутри Америки принято считать одним из важнейших слагаемых величия страны. 

«Проблема в том, что свое влияние здесь оказывает экономика. На нефтяной и газовый секторы сейчас приходится порядка 40 % от всего топливно-энергетического баланса США. И сажать сегодня эти отрасли еще ниже – значит углублять экономическую дыру в условиях текущего кризиса. Есть и политизированный момент во всей этой истории. Нефтегазовые корпорации в США, как известно, поддерживают американцев. Поэтому в этих действиях Байдена проглядывается и стремление отсечь своих конкурентов от спонсоров. А тот электорат, который поддерживает демократов, искренне выступает за охрану окружающей среды, за минимальные нагрузки. И вот, пожалуйста, – почти сразу же аннулировали этот Keystone», – считает Владимир Васильев. 

По его словам, первой же настоящей и полноценной жертвой такой политики и вовсе может стать сланцевая отрасль США, традиционно отличающаяся сильными нагрузками на окружающую среду.

Проблемный сланец

Говоря о возвращении США в Парижское соглашение по климату, следует понимать, что этот документ является ключевым для всех европейских и не только стран. Так, с 2025 года в Европе, вероятнее всего, начнет действовать так называемый углеродный налог – сбор на импорт товаров, произведенных при сжигании топлива на основе углерода (уголь, нефть, газ и другие ископаемые). Цель такой пошлины – создание конкурентного преимущества для зарубежных компаний с невысокими выбросами парниковых газов.

Как отметил в интервью нашему изданию председатель комитета Государственной думы РФ по энергетике Павел Завальный, Америке в этом отношении опасаться нечего, поскольку, даже выйдя из Парижского соглашения, Штаты добились существенного прогресса в том, что касается сокращения выбросов. Впрочем, это не значит, что у европейского сообщества нет претензий к Вашингтону – напротив, большие вопросы вызывает сланцевая отрасль США и ее губительные для окружающей среды способы производства. 

«Изначально было понятно, что это губительная для природы технология. После добычи сланца территории остаются безжизненными. На разлом каждой такой скважины там используется порядка 1,5 тысячи тонн воды. И воду после этого практически невозможно очистить, поскольку она получает огромное количество химически агрессивных элементов. То есть экологический аспект этой проблемы колоссальный. Газ, поставляемый из Америки, является экологически грязным. И, требуя от всех снижения углеродного следа, нельзя не требовать этого и от Штатов», – объясняет депутат. 

Подавляющее большинство американского сланца добывается методом фрекинга – одним из самых эффективных методов нефте- и газоотдачи, заключающемся в создании высокопроводимой трещины в целевом пласте. Этот способ предполагает закачку смеси из воды, песка и химических веществ вглубь земли, что позволяет создать скважину гидроразрыва в области, известной как сланцевая горная порода. Иными словами, жидкость для фрекинга закачивается в скважину, что приводит к растрескиванию сланцевой породы и выделению газа.

Однако такой метод влечет за собой слишком высокие риски для окружающей среды. Так, практика фрекинга неоднократно была связана с землетрясениями. В частности, сразу два мини-землетрясения силой 1,5 и 2,3 балла по шкале Рихтера соответственно были зафиксированы в 2011 году в Великобритании после работ, проведенных компанией Cuadrilla Fracking. Помимо этого, гидроразрыв пласта опасен возможностью загрязнения подземных вод химическими веществами, используемыми при ГРП. Если они попадут в питьевую воду, это может привести к возникновению целого ряда заболеваний у живущих рядом людей.

В связи с этим многие страны уже ввели запрет на фрекинг. Так, в 2011 году гидроразрыв пласта был объявлен вне закона во Франции, в 2012 году его запретили в Болгарии, в 2013 году – в Нидерландах. Более того, запрет действует даже в некоторых американских штатах, например, в Нью-Йорке.

Облегчение для мировой экономики

Как считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович, если «зеленая» политика Байдена продолжится – а предпосылок к этому очень много – в обозримом будущем запрет на добычу сланцевой нефти и сланцевого газа может распространиться на большинство американских Штатов. В беседе с корреспондентом «ПолитРоссии» он отметил, что на данный момент действия американского президента не несут угрозу экспорту, однако на самом деле санкции остаются лишь вопросом времени. 

«Для американского нефтегазового сектора действия Байдена, безусловно, представляют определенную угрозу. Он воспринимается как такой "зеленый" президент, выступающий за переход на возобновляемые источники. И, конечно, очень сильно сейчас напряглись производители нефти и газа, ориентированные на экспорт. Пока что действия Байдена непосредственно сам экспорт не затрагивают. Ни Keystone XL, ни в целом нефтепровод, ни ограничения на выдачу разрешений на бурение напрямую экспортных вещей не касаются. Экспорт пострадает, если Байден, например, запретит гидроразрыв пласта. Но это же показательно, что человек в первые же часы своего президентства стал делать шаги, недружественные нефтегазовому комплексу. А это значит, что в дальнейшем он примет и другие действия, которые ударят уже по сланцам», – считает эксперт. 

Аналогичной точки зрения придерживается и Владимир Васильев. По его словам, полное ограничение наступит не сразу – изначально Байден начнет с запрета на выдачу лицензий на бурение и добычу на землях и в акваториях, находящихся в ведении федеральных властей̆ США. Такие меры снизят темпы добычи на 1,3 миллиона баррелей нефти в сутки. И это станет серьезным ударом по всей американской экономике. 

«Конечно, сегодня трудно спрогнозировать, какое развитие эта ситуация получит в будущем. Может быть, введут временные моратории для этих отраслей. Но, в принципе, все может свестись и к повышению старых налогов или введению дополнительных. Но формально да, подобная угроза есть, и об этом прямо говорится. И если посмотреть на опыт администрации Байдена-Обамы, они действительно пошли на конфликт с этими отраслями экономики. С моей точки зрения, это проблема, потому что такого рода вещи лучше проводить на растущей экономике», – считает американист. 

Впрочем, у этой ситуации есть и обратная сторона. Прямо сейчас глобальный нефтяной рынок, по сути, переполнен сырьем, что и вылилось в прошлом году в резкое падение стоимости черного золота. Членам ОПЕК+ пришлось даже сократить добычу, дабы привести рынок в какое-то подобие равновесия. Возвращение же к былым позициям проходит с большим трудом. И, как считает Павел Завальный, внутриамериканские санкции в отношении сланца станут своего рода передышкой для всей мировой нефтяной промышленности. 

«Если будет принято такое решение, то это будет означать, что российские газ и нефть лишатся серьезных конкурентов со стороны американского сланца. Все мировые нефтяные производители вздохнут с облегчением, поскольку с рынка уйдет большая доля сырья, что спровоцирует рост цен. Аналогичным образом будет обстоять дело и с нефтью. Сегодня сланцевый газ из США является главным конкурентом для российского СПГ – этим и обусловлены варварские попытки сорвать проект "Северный поток – 2". Но борьба за экологию и политика Байдена фактически сломает этот последний барьер для его реализации», – считает парламентарий. 

Конечно, говорить о конкретных сроках пока рано – вряд ли Джо Байден решит испортить отношения со своими производителями, едва только сев в президентское кресло. Однако, уверен Станислав Митрахович, в конечном итоге это обязательно произойдет. 

«Вопрос в том, как это будет осуществляться. Возможно, Байден будет делать это осторожно. Ведь если резко начать давить сланцевых производителей, можно навсегда поссориться со штатами, где нефть и газ добываются. Он ведь уже успел поссориться с Канадой. Но рано или поздно Америка должна будет довольно существенно потесниться на нефтегазовом рынке», – резюмирует эксперт. 

Автор: Константин Липавский

Источник: ПолитРоссия, 22.01.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики