Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Симонов: России невыгодно идти на уступки Белоруссии в переводе транзита из Прибалтики

Симонов: России невыгодно идти на уступки Белоруссии в переводе транзита из Прибалтики

Как отметил 19 января премьер-министр Беларуси Роман Головченко, в 2020 г. российско-белорусские отношения развивались «плодотворно и конструктивно». В частности, до конца года были решены вопросы поставок нефти и газа на 2021 г. Однако в России продолжается налоговый маневр, который заметно сократит экономию Минска на беспошлинных закупках российской нефти к 2024 г. В последнее время вновь озвучен ряд инициатив – от покупки белорусской стороной месторождения нефти в России до порта. Что из этого реально, в интервью «Евразия.Эксперт» рассказал генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

– В 2020 г. белорусское руководство вело поиски альтернатив российской нефти. Но после начала протестов и введения западными странами санкций и без того не очень активная энергетическая диверсификация оказалась под вопросом. Каковы дальнейшие перспективы поисков Беларуси?

– Белоруссия не платит экспортную пошлину на [поставляемую из России] нефть, и пока пошлина существует, Белоруссия экономит. Фактически из мировой цены вычитается экспортная пошлина, отсюда и белорусская экономия.

Попытка поиска альтернативны российской нефти была связана с ценовой конъюнктурой весны прошлого года. Некоторое время Белоруссия действительно закупала альтернативную нефть. Цены на URALS упали ниже $10, и, соответственно, экспортная пошлина тоже стала почти равна нулю. И в этой ситуации действительно получилось так, что альтернативные поставки имели смысл, поскольку экономия на российской нефти была минимальной. Вот тогда и стали делаться громкие заявления относительно импорта, даже приплыл танкер с американской нефтью.

Это была PR-история, ограниченная разовыми поставками. Потом ценовая конъюнктура относительно нормализовалась, цена пришла к $45-50. Поэтому экспортная пошлина снова появилась, также как появилась и белорусская экономия. И сейчас все эти телодвижения бессмысленны.

На ближайший год вряд ли будут какие-то попытки поиска альтернативных поставок. Лукашенко вообще обещал, что откажется от прибалтийских портов, но пока этого так и не произошло. В 2021 г. все эти хайповые истории «да мы купим нефть в Америке» и «да у нас будет нефть из Казахстана и Азербайджана» закончатся.

Проблема заключается в том, что Россия продолжает налоговый маневр, который должен обнулить пошлину. Однако обнуление произойдет только к 2024 г., и что произойдет ближе к этой дате – вопрос сложный. Экспортной пошлины уже не будет, и тогда вполне возможно появление альтернативных поставок. Решение данного вопроса будет сильно зависеть от того, кто в 2024 г. будет руководить в Республике Беларусь, и как этот политик будет относиться к России и к Европе. Сейчас найти ответ сложно.

– В конце года вновь возникла тема перенаправления белорусского транзита из портов стран Прибалтики в порты Ленинградской области. Возможно ли это?

– Логистически поставки через Усть-Лугу обойдутся белорусам чуть дороже. Позиция Лукашенко такая: «компенсируйте эти расходы». Дальше все будет зависеть от того, насколько Россия умеет убеждать своих партнеров.

Лукашенко сейчас фактически спас Путин, поэтому все будет зависеть от действий с российской стороны. Если мы это терпим, то вопрос решится, только если мы компенсируем Белоруссии разницу. Если все-таки мы вспомним, что нам должны, а не мы должны, то этот вопрос решится политическим путем.

– В 2020 г. белорусское руководство также выступило с инициативами приобрести порт и нефтяное месторождение в России. Что стоит за данными заявлениями, насколько они реалистичны?

– Давайте сначала вспомним, когда было сделано это заявление и что произошло после. Оно было сделано во время телефонного разговора Путина с Лукашенко, когда первый спросил второго о сроках выполнения обещания о перенаправлении экспорта белорусских нефтепродуктов через порты Ленинградской области. Лукашенко, не зная, что ответить на этот вопрос (а у него нет прямого ответа), начал выступать со встречными инициативами.

Естественно, что через несколько месяцев об этом вообще все забыли. Об этом даже речь не идет. Все действующие месторождения в РФ имеют собственников. Никто хорошее месторождение отдавать не будет. Если мы говорим про месторождения по типу greenfield, например, не до конца разведанные – такие можно, конечно, найти. Но зачем они белорусской стороне? У нее нет инвестиционных возможностей, они не являются носителями уникальных технических решений. То есть, зачем нужна «Беларусьнефть» в качестве партнера российским компаниям?

Кстати, у «Беларусьнефти» есть активы в РФ, и она добывает в России нефть. Но там минимальные объемы, потому что сама компания небольшая.

И потом, зачем звонить Путину? Пожалуйста, никто ведь не запрещает приобрести интересующий коммерческий актив. У нас же есть активы на продажу, у активов есть собственники, и эти собственники не всегда государственные. У нас есть готовый к продаже бизнес в нефтяном сегменте.

– Лидеры стран ЕАЭС утвердили «дорожную карту» по гармонизации законодательства в нефтяной сфере, а также проект международного договора о формировании общего рынка газа Союза. Каковы перспективы достижения устойчивых энергетических соглашений в формате ЕАЭС? Позволят ли они снять противоречия в нефтегазовых отношениях Беларуси и России?

– Идея про единый рынок газа изначально была спорной. Я не представляю, как будет выглядеть газовый рынок в едином экономическом пространстве. Есть Белоруссия, есть Армения, есть Казахстан – везде разные ситуации. И я не совсем понимаю, почему у нас должны быть одинаковые цены на газ в Смоленске и в Белоруссии. Мы что, одна страна? Давайте разберемся у себя с газовым рынком, а потом будем интеграционную модель строить. У себя не разобрались еще с ценообразованием, с другими вопросами, а уже хотим единый рынок с Белоруссией.

В заявлениях белорусского руководства единый рынок означает фактически «газ по цене Смоленска», но ситуация сложнее. Поэтому, думаю, что надо декларации подписывать, но руководствоваться старой мудрой поговоркой: «семь раз отмерь, один раз отрежь».

Беседовал Данил Дмитриев

Источник: Евразия.Эксперт, 22.01.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики