Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > США не будут медлить с газом из Израиля: в Азию и ЕС он пойдет через Египет

США не будут медлить с газом из Израиля: в Азию и ЕС он пойдет через Египет

Новый совладелец израильских месторождений из США не стал оттягивать запуск полномасштабного экспорта. Американский Chevron договорился с оператором ГТС Израиля о транзитном соглашении для экспорта газа в Египет. Поставки с морских месторождений Средиземного моря могут достигать 7 млрд кубометров в год. Из Египта же израильский газ пойдет на экспорт в виде СПГ. Эти объемы лишь ненамного меньше тех, которые собирались поставлять по еще не построенному газопроводу Eastmed в Грецию через Кипр. Судя по всему, американцы решили не ограничиваться Европой, а сохранить себе поле для маневра, предпочтя вариант СПГ.

Корпорация Chevron через купленную ею в прошлом году Noble заключила с израильской Israel Natural Gas Lines соглашение об обеспечении услуг по транспортировке газа с месторождений «Левиафан» и «Тамар» для экспорта в Египет. Об этом говорится в срочном сообщении израильской Delek Drilling для инвесторов.

Американская компания и ее партнеры по разработке двух крупнейших в Израиле месторождений с запасами в 900 млрд кубометров вложат $ 228 млн в строительство газопровода Ашдод — Ашкелон. Это позволит оператору ГТС Израиля выполнить базовые требования и обеспечивать поставку 5,5 млрд кубометров газа в год в Египет по газопроводу EMG. 

В израильской компании Delek Drilling уточнили, что объемы транспортировки могут вырасти до 7 млрд кубометров в год.

Еще в 2018 году партнеры по разработке месторождений «Левиафан» и «Тамар» заключили с египетской Dolphinus контракт на поставку 44 млрд кубометров в течение 10 лет. А в 2019 году увеличили его до 85 млрд кубометров в течение 15 лет.

По сути, строительство газопровода и позволит начать полномасштабные поставки газа. Если сейчас они с 2020 года законтрактованы на уровне 3,1 млрд кубометров, то с июля 2022 года — в 6,7 млрд кубометров.

Эти объемы сопоставимы с газопроводом Eastmed мощностью 10 млрд кубометров в год. Эту магистраль из Израиля в Грецию через Кипр еще только планируют построить, и Тель-Авив, Афины и Никосия уже заключили немало меморандумов о строительстве. Однако до конкретных действий пока дело не дошло.

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач отмечает, что расширение газопровода в Египет говорит о том, что у проекта Eastmed, который планировался как альтернатива российским поставкам, всё будет еще хуже с ресурсами газа, чем сейчас кажется.

«Проект Eastmed всегда был под большим вопросом, потому что изначально предполагалось, что не только Израиль будет добывать газ на своем шельфе, но и Кипр и Греция обнаружат аналогичные месторождения. И только при учете больших объемов производства и, соответственно, мощности газопровода проект мог быть жизнеспособным. А в итоге оказалось, что Кипр и Греция на своем шельфе почти ничего не нашли и толком не добывают. А Израиль потребовал в первую очередь наполнить внутренний рынок газа с „Левиафана“» — ведущий аналитик ФНЭБ и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков отмечает, что стоимость газопровода в Европу высокая, а экспортировать газ в Египет удобно.

Эксперт говорит, что в Египте довольно большое потребление газа, но еще более вероятный сценарий — газ будут направлять на заводы СПГ и экспортировать. «Египет уже сейчас экспортирует газ. Они смогли нарастить добычу на своих месторождениях и вновь стали нетто-экспортером. Поэтому вполне возможно, что весь дополнительный израильский газ смогут направить на заводы СПГ», — замечает Игорь Юшков

В Египте сейчас есть два завода СПГ, Ink и Damietta, общей мощностью 12,2 млн тонн (около 17 млрд кубометров). При этом Damietta простаивает еще с 2012 года, когда стране пришлось перейти на импорт газа. Однако в первом квартале этого года завод должен заработать. В начале декабря прошлого года египетское правительство согласилось, чтобы испанская Naturgy покинула проект и его совладельцами стали итальянская Eni и две отечественные компании, что дает возможность возобновить работу завода СПГ, сообщает S&P Global Platts. В то же время, по данным агентства, другой завод, Ink, только в январе отправил на экспорт 7 грузов (700 млн кубометров).

Еще год назад министр нефти Египта Тарек эль-Молла заявил изданию El Watan, что власти рассчитывают после запуска второго завода СПГ выйти на отправку 20 танкеров в месяц.

Замдиректора ФНЭБ Алексей Гривач отмечает, что на самом деле сложно сказать, насколько будет высоким экспорт СПГ. «В Египте быстро растет население и потребление энергии. Даже если на начальном этапе израильский газ пойдёт на терминалы по производству СПГ, то позже ситуация может поменяться и газ потребуется на внутреннем рынке Египта», — говорит эксперт.

О том, что компании — участники проекта разработки «Левиафана» и «Тамар» сосредоточены на экспорте СПГ, косвенно подтвердил и исполнительный директор Delek Drilling Йосси Абу. На вопрос Bloomberg TV прошлым августом о том, какие варианты экспорта израильского газа компания рассматривает сейчас, он сказал о двух самых перспективных направлениях — экспорте газа через терминалы СПГ в Египте и создании плавучего завода по сжижению газа на израильских месторождениях.

В декабре же глава Delek Drilling сказал на спецкомитете Фонда граждан Израиля, что вход в проект американской Chevron кардинально меняет правила игры в регионе. «До последнего времени мы не могли выйти на глобальный рынок, а возможности Chevron позволяют это сделать. Из-за мощного движения судов по Суэцкому каналу Израиль может стать крупнейшим в мире хабом по хранению и доставке газа по всему миру», — сказал Йосси Абу, пишет The Jewish Press. Представитель же Chevron Биньямин Зомер заявил спецкомитету, что компания оценивает рост потребления по всему миру на 50% в ближайшем десятилетии. Поэтому присутствующие согласились с тем, что с экспортом газа откладывать нельзя, сообщало израильское издание. 

Американской компании при этом все равно, кому продавать израильский газ. Поэтому СПГ будет идти как в Европу, так и Азию в зависимости от конъюнктуры рынка. Вполне может быть, что газопровод Eastmed так и не появится, однако израильский газ все равно будет создавать давление на рынках, где присутствуют трубопроводный газ и СПГ из России.

Источник: EADaily, 26.01.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики