Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Зеленая политика США разорит ЕС и закрепит энергетическое лидерство за РФ

Зеленая политика США разорит ЕС и закрепит энергетическое лидерство за РФ

Концепция энергодипломатии ЕС означает полную приверженность зеленой политике Байдена, рассказал ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.

Главы МИД ЕС утвердили концепцию об энергетической дипломатии, нацеленной на продвижение зеленой энергетики в мире.

ЕС следует по стопам США

 

«Зеленый курс Байдена предполагает принудительное навязывание подобной политики всем странам-соседям, поскольку без этого долгосрочное развитие будет невозможно. Это может идти вразрез с западной экономикой и позицией населения», – констатирует ведущий эксперт.

 

В декабре 2019 года Еврокомиссия обнародовала «Европейское зеленое соглашение», которое направлено на декарбонизацию энергетического сектора и превращение Европы к 2050 году в первый континент с нейтральным климатом. Предполагается полное прекращение выбросов парниковых газов. Для достижения этой цели ЕС планирует потратить в ближайшие десять лет 1 трлн евро.

«Политику Демократической партии США, предводителем которой является президент Джо Байден, активно разделяет ЕС. Они ориентированы на ускоренный энергопереход от радиационных и ископаемых источников энергии к возобновляемой энергетике – ветровой, солнечной, водородной и энергоприливов. За этим следует электрификация транспорта и других технологических процессов», – пояснил Митрахович.

МИД ЕС подчеркнул, что главная цель энергетической дипломатии ЕС – ускорить глобальный энергетический переход, продвигая энергоэффективность и развитие технологий возобновляемых источников энергии. Энергодипломатия ЕС будет направлена на торможение инвестиций в инфраструктурные проекты по развитию традиционных источников энергии в третьих странах, если они не будут создаваться на принципах энергетической нейтральности с использованием дополнительных способов очистки или компенсации углеродных выбросов.

«Проблема ускоренного энергоперехода в том, что это огромные затраты и значительный стресс для экономик, которые этим занимаются. Если запустить процесс слишком быстро, можно потерять конкурентоспособность.

Это отразится на стоимости электроэнергии для потребителей и промышленных предприятий. К примеру, стоимость электроэнергии в Дании высокая, однако она является лидером по возобновляемой энергетике», – считает Митрахович.

Евросоюз введет дополнительные налоги на экспорт

ЕС поддержит все усилия по снижению углеродных выбросов традиционных видов инфраструктуры. Также Евросоюз намерен противодействовать производству и применению каменного угля.

«Вероятнее всего, заручившись поддержкой Байдена, ЕС будет продвигать свои стандарты, возможно, будет трансатлантическое соглашение об углеродных налогах. Если какая-то страна будет экспортировать товар в Европу или США, представитель будет платить за то, что товар произведен с использованием углеводородного сырья.

Однако ЕС не сможет навязать углеродные налоги Китаю. Его представители уже высказались о том, что не будут участвовать в переговорах с Европой по этому вопросу. Это приведет к тому, что китайский импорт станет в разы дороже», – рассказал Митрахович.

Ряд стран ЕС заявил о своей неготовности к столь радикальным переменам. Прежде всего это государства Центральной и Восточной Европы, с высокой долей угольных энергозапасов. Польша, где доля угля в производстве электроэнергии достигает 80%, отказывается принимать на себя обязательства по полной декарбонизации.

Брюссель и сторонники соглашения среди членов ЕС пытаются снизить волнения с помощью финансовых вливаний в рамках механизма справедливого перехода. В 2021–2027 годах будет выделено 100 млрд евро для регионов, наиболее затронутых декарбонизацией. Большинство из них расположено на востоке Евросоюза.

«Ускоренный энергопереход может сыграть злую шутку с самими инициаторами. Если это произойдет слишком быстро, Штаты могут потерять место на нефтяном рынке.

Недавно приняли несколько мер, ограничивающих западных нефтяников. Не исключено, что в ближайшей перспективе этот процесс продолжат», – резюмирует Митрахович.

Эксперт считает, что если Байден начнет вводить дополнительные ограничения для сланцевой индустрии, Запад потеряет часть своего экспортного потенциала и станет более зависимым от импорта нефти. Это снизит на определенный период влияние США на мировую экономику, а Россия сможет успешно занять их место. В краткосрочной перспективе для РФ зеленый курс выгоден, однако в будущем карбоновые налоги определенно дадут о себе знать. Если ЕС действительно начнет активно уходить от угля, это откроет для отечественной промышленности новые возможности для увеличения экспорта газа в Европу.

Автор: Валерия Борисевич

Источник: Экономика сегодня, 25.01.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики