Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Москва обяжет Минск гарантировать транзит через Россию рублем

Москва обяжет Минск гарантировать транзит через Россию рублем

Минску придется оплачивать весь объем транзита нефтепродуктов, который будет указан в соглашении о перевозке и перевалке нефтепродуктов из Белоруссии через порты России. Условие «бери или плати» прописали в тексте проекта документа, которое утвердило российское правительство и согласовали с белорусской стороной. Эксперты отмечают, что такие условия необходимы, чтобы вернуть инвестиции компаниям, которые под белорусский транзит будут развивать перевалочные терминалы и доставку нефтепродуктов железнодорожным транспортом.

Российское правительство утвердило проект соглашения о перевозке и перевалке нефтепродуктов из Белоруссии через порты России. Планируется, что в течение трех лет, в 2021—2023 годах, транзит составит 9,8 млн тонн.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков отмечает, что нужно дождаться еще подписания коммерческих контрактов. «Пока мы видим предварительные договоренности. Не факт, что они будут реализованы, но движение вперед есть, раз указываются даже точные объемы транзита и перевалки», — говорит эксперт. Он считает, что объемы транзита довольно большие. «Учитывая, что в 2021 году транзит будет идти уже не весь год, а, в лучшем случае, со второго квартала, то, скорее всего, перевалка может составить около 1,5−2 млн. тонн в 2021 году и по 3−3,5 млн. тонн в 2022—2023 годах». 

Ежегодно Белоруссия экспортирует около 10−11 млн. тонн нефтепродуктов. И 6 млн тонн приходятся на Прибалтику: порты Литвы, Латвии и Эстонии.

«От поставок в соседние страны, Польшу и Украину, Минск отказываться не будет. Это будет существенная доля того, что сейчас идет на экспорт транзитом через Литву», — ведущий аналитик ФНЭБ полагает, что на российский порт уйдет объем, который поставляется в отдаленные страны — Нидерланды или Великобританию или обе страны.

Эксперт отмечает, что поставлять белорусские нефтепродукты в российские порты будут, скорее всего, по железной дороге. «Для того, чтобы построить отдельный нефтепродуктопровод от белорусских НПЗ до Усть-Луги, объемов и, главное, гарантированных сроков доставки недостаточно. Вполне возможно, что может быть переделана одна из ниток нефтепровода „Дружба“. Это не повлияет на транзит российской нефти на Запад. Просто можно освободить одну из ниток и переделать ее в нефтепродуктопровод, чтобы качать в реверсном режиме белорусские нефтепродукты в Россию и далее — по существующему нефтепродуктопроводу „Север“ на порт Ленинградской области».

Еще в 2018 году вице-президент «Транснефти» Сергей Андронов пояснял, что потенциальный объем перевалки белорусского дизтоплива пока не позволяет экономически обосновать проект строительства отдельного нефтепродуктопровода. «Мы смотрели возможные объемы, на уровне 3,5−4 млн тонн — это не позволяет экономически обосновать этот проект», — отметил Андронов, добавив, что эти объемы эффективнее поставлять по железной дороге.

В проекте соглашения при этом прописано введение условия «бери или плати», который обязывает Минск оплачивать законтрактованный транзит вне зависимости от реальных объемов транспортировки. «Условие „бери или плати“ устанавливается, чтобы гарантированно вернуть инвестиции компаниям, которые будут тратить средства на расширение перевалочных терминалов и железной дороги, если нефтепродукты будут поставлять в порт этим путем», — считает Игорь Юшков.

Ранее министр энергетики России Александр Новак говорил, что Белоруссия может переориентировать с прибалтийских портов 3−4 млн тонн своих нефтепродуктов на поставку через российские порты. «Прорабатываются экономические условия перенаправления поставок между транспортными компаниями, портовыми и «Белнефтехимом», — заявлял Александр Новак. 

В декабре «Белорусская нефтяная компания» (БНК) заявила о временной приостановке перевалки нефтепродуктов в литовской Клайпеде. В Klaipedos nafta (KN) тогда заявили, что вынуждены готовится к различным сценариям в 2021 году.

Напомним, что после президентских выборов в Белоруссии в августе в стране начались протесты и Литва, например, ввела санкции. После этого переговоры Москвы и Минска о транзите нефтепродуктов через Россию активизировались.

Источник: EADaily, 27.01.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики