Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Дело на 11 миллиардов

Дело на 11 миллиардов

В Киеве продолжается запутанный скандал вокруг пропажи 11 млрд кубов газа, принадлежность которого до конца не ясна. В нем смешалось все: экономика, политика, личная неприязнь. В нем никого не жаль – кроме граждан Украины, которым, видимо, придется платить за чужие аферы.

Конец июня в Киеве ознаменовался залпами компромата на газовую тему, в очередной раз показавшего, по каким мутным схемам ведется газовая торговля на территории бывшего СССР. Новая власть в лице главы Минтопэнерго Юрия Бойко уличила старую власть в лице экс-премьера Юлии Тимошенко в краже 11 млрд кубометров газа у компании RosUkrEnergo (RUE), половина которой принадлежит «Газпрому», а еще 40% – газовому олигарху и спонсору предвыборной кампании Януковича Дмитрию Фирташу.

В ответ Тимошенко обнародовала январские соглашения с «Газпромом», которые она подписала, будучи премьером. Из них следует, что российская монополия уступила правительству Украины право взыскать с RUE долг перед «Газпромом» — в счет оплаты за транзит российского газа по Украине. Правительство последней в лице компании «Нафтогаз Украины» этим правом воспользовалось — и откачало у компании-посредника в счет долга 11 млрд кубов газа. Но прежде чем продать этот газ на внутреннем рынке, «Нафтогаз» зачем-то продал его «Газпрому» — а потом сразу же выкупил обратно.

Дмитрий Фирташ заявил, что он, как совладелец RosUkrEnergo, не давал «Нафтогазу» разрешения на изъятие газа из хранилищ, и потребовал вернуть отнятое. Правительство Тимошенко отказало. Тогда олигарх подал на Украину иск в Стокгольмский арбитражный суд (газовые отношения в бывшем СССР регулируются по шведскому праву).

Далее произошло следующее. Суд обязывает «Нафтогаз» вернуть RUE 12,1 млрд кубов газа — с учетом набежавшей пени. А новое правительство Украины с этим не спорит и публично признает долг страны перед RUE.

Ну что ж, украла — так украла. Общеизвестно, что Юлия Владимировна не является экономической девственницей и вся ее бурная деятельность подчинена стремлению вернуть потерянный рай 90-х, когда «газовая принцесса» была монопольной хозяйкой украинской трубы.

Зная, как глубоко и искренне не любят друг друга стороны конфликта, можно было ожидать гневных филиппик в адрес Тимошенко, которую новая власть грозит подвести под статью с марта месяца. Однако министры сдержанны до застенчивости. Так, председатель СБУ Хорошковский заявляет: по его личному впечатлению, Украине придется вернуть газ RosUkrEnergo. Крайне осторожны и комментарии других членов правительства. Обычно так ведут себя люди, которые не хотят сказать лишнего.

Эта история и в самом деле вызывает ряд вопросов.

Скажем, почему Стокгольмский суд не учел право требования, полученное «Нафтогазом» от «Газпрома» — тем более, что на Западе RosUkrEnergo никогда особо не жаловали?

Зачем Тимошенко понадобился спектакль с продажей газа RUE «Нафтогазом» «Газпрому» и выкупом его обратно?

Почему новое правительство так спешит заплатить RUE за спорный газ? Известно ведь, что денег у него нет, а Украина при любой возможности традиционно не платит по долгам. К тому же отдавать их придется из дырявого бюджета, дефицит которого требует сократить МВФ, угрожая отказать Киеву в новых кредитах. А переговоры с Фондом идут именно сейчас, когда на кону местные выборы. Которые, кстати, тоже требуют денег.

Сама Тимошенко объясняет этот мазохизм тем, что правительство Украины при Януковиче почти сплошь состоит из лоббистов Фирташа. И в доказательство публикует доверенность на управление личным имуществом газового олигарха, некогда выданную им самим главе Минтопэнерго Юрию Бойко.

Эксперты отчасти с этим согласны. «Дмитрий Фирташ, которому принадлежат газораспределительные сети Украины, крайне влиятельная фигура при дворе Януковича, — напоминает гендиректор российского Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. – Тимошенко вела с ним войну, пытаясь отобрать сети. Но она проиграла выборы Януковичу, а тот очень серьезно обязан Фирташу своей победой». Теперь газ RUE вернут, а Тимошенко, не ровен час, могут даже посадить, ожидает Симонов.

«Тимошенко, став премьером, начала активно бороться с Фирташем, поскольку он поддерживал и пытался объединить против нее ее политических оппонентов: Ющенко, Партию регионов и НУНС, — рассказывает историю конфликта близкий к Минтопэнерго эксперт Ростислав Ищенко. – И она решила нанести удар по RosUkrEnergo».

«У RUE тогда в хранилищах Украины было 11 млрд кубометров газа, и Тимошенко решила его изъять, — продолжает Ищенко. — Юридически этот газ находился в транзитной зоне и подлежал отправке в Европу. Чтобы перевести его на баланс «Нафтогаза», Тимошенко предстояло его растаможить. А как это сделать? Надо показать, что этот газ пересек границу Украины. Поскольку по цвету, вкусу и запаху нельзя определить, чей это газ — Фирташа или «Нафтогаза» — Тимошенко придумала и провела операцию: «Нафтогаз» продает газ «Газпрому», а затем сразу же его у «Газпрома» покупает. Физически ни газ, ни деньги границу не пересекали. Теперь RUE требует отдать свой газ, а его нет. «Нафтогаз» его давно использовал, а «Газпром» ничего не должен».

В Партии регионов и в окружении Фирташа не скрывают, что хотели бы разорить спонсоров Тимошенко перед намеченными на октябрь местными выборами. «Она должна отвечать: пусть закладывает имущество партии, чтобы рассчитаться с RosUkrEnergo, — заявляет зампред фракции ПР Михаил Чечетов. — У нее есть богатая тетя. Пусть закладывает имущество тети и дяди, расплачивается с Фирташем и отдает этот долг». Украине придется расплатиться с RUE, вплоть до государственной собственности за границей, вторит глава украинского филиала Института стран СНГ Владимир Корнилов.

С позицией Тимошенко и ее оппонентов все, вроде бы, ясно – ну, а что же «Газпром»?

А ничего. В Киеве пытались, было, заикнуться, что хорошо бы взыскать газ с «Газпрома» — но тут же обреченно добавили: юридически это невозможно. Из единственного скудного комментария самой компании можно сделать вывод — ей не должен никто и она не должна никому.

Так какова же во всей этой истории роль «Газпрома»? Почему при Тимошенко компания согласилась купить у Украины и тут же продать ей чужой газ? Чей это был его газ, учитывая, что 50% RUE принадлежат «Газпрому»? Если компания уступила «Нафтогазу» право требования газа или денег у RUE – значит ли это, что Фирташ был «Газпрому» должен? Почему сейчас «Газпром» не мешает Фирташу называть этот газ своим? И наконец, куда подевался переуступленный «Нафтогазу» долг RUE перед «Газпромом»?

Ответов нет.

Единственную более-менее стройную версию происходящего выдвигает директор энергетических программ Центра имени Разумкова Владимир Сапрыкин — увы, симпатизирующий БЮТ. По его словам,  у Кремля и «Газпрома» были некие собственные причины избавиться от компании Дмитрия Фирташа.

«Москва пыталась устранить RosUkrEnergo с рынка поставок среднеазиатского газа на Украину и Европу, — утверждает эксперт. – В этом интересы Тимошенко и российской монополии совпадали, но «Газпром» тут занимал ключевую позицию. Он подписал с Украиной ряд документов о переуступке долга, который накопился перед ним у RosUkrEnergo. Это вылилось в 11 млрд кубометров газа. И, скорее всего, «Газпром» имел право так поступать».

«Стокгольмский суд ничего не говорит о том, где же наши $1,7 млрд, которые Украина заплатила за этот газ, – сетует эксперт. — Мы должны вернуть штрафные санкции и газ, а как же мы получим деньги, которые заплатили за него? У Украины есть юридические основания подать апелляцию и, как минимум, уменьшить аппетиты RosUkrEnergo».

Если верить г-ну Сапрыкину, «Газпром» пытался убрать с рынка украинского посредника руками Тимошенко, а когда та проиграла выборы связанному с Фирташем Януковичу — умыл руки. Что ж, если так, то горе побежденным: экс-премьер знала, на что идет, и на месте победителей поступила бы так же. Жалко лишь простых граждан Украины, которым, видимо, придется оплачивать издержки газовых баронов, даже если те вытрясут мошну «леди Ю».

«Национализация убытков» — кажется, это так теперь называется?

Авторы: Виктор Ядуха,  Анна Стешенко

Источник: ИА Росбалт, 01.07.2010


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики