Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Упреждающая мера

Упреждающая мера

Хотя тема газового конфликта между Москвой и Минском перестала считаться горячей, она постоянно обсуждается и средствами массовой информации, и экспертным сообществом. Речь о том, что "инцидент" все же до конца не исчерпан. С такой точкой зрения согласен и Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда Национальной энергетической безопасности...

ПАСЕЧНИК: Давайте вспомним, когда началось очередное обострение конфликта, как оно проходило и какие основные болевые точки можно было выделить. Все началось в конце второй декады июня. В "Газпроме" проходили экстренные переговоры с белорусской делегацией, однако стороны ни к каким компромиссам не пришли. Вопрос состоял в том, что Белоруссия не гасит долг в 192 миллиона долларов, накопившийся из-за того, что цены на газ, определенные в контракте в 2010-м году, выше, чем в прошлом. Однако белорусская сторона платила за газ исключительно по ценам 2009-го года.

Это было прямым нарушением контракта, и 21 июня было принято решение об ограничении поставок газа в республику. Это был первый шаг; снижение поставок было абсолютно несущественным, на пятнадцать процентов, и было упреждающей мерой. Но последующие сокращения могли составить до 85% поставок...

Кстати, многие задаются вопросом, почему именно 85%, а не пятьдесят, скажем, или не все сто... Во-первых, эта цифра оговорена в контракте. Тонкость эта связана с тем, что технологически, если поток перекрыть на сто процентов, на последующее восстановление необходимо потратить большое количество времени, сил и средств. То есть технологически оставляется так называемый "технический" газ.

Помните, был конфликт с Украиной? Говорили об одиннадцати миллиардах украденных кубометров... Вот здесь примерно такая же ситуация. То есть "Газпром", ограничивая поставки, руководствовался, во-первых, контрактом, а во-вторых - здравым смыслом, чтобы минимизировать в случае конструктивных переговоров собственные издержки в дальнейшем. Что последовало дальше? Снижение поставок на тридцать процентов, Белоруссия выставила встречные претензии, объявив, что "Газпром" якобы должен за транзит.

Долг "Газпром" признал. Но договор на транзит отличается от договора на поставки газа в Европейский союз. И Европе абсолютно неважны корпоративные тонкости: корпоративная сторона вопроса здесь не имеет никакого смысла: Европе важно, чтобы газ поступал, чтобы транзит был бесперебойным, чтобы соблюдались условия контракта. Наши базовые ставки транзита были прописаны как один доллар сорок пять центов на сто километров прокачки за тысячу кубометров газа. Это официальные контрактные данные. Однако с нового года белорусская сторона решила, что мы должны платить один доллар восемьдесят восемь центов.

- Это их односторонне решение?

ПАСЕЧНИК
: Абсолютно одностороннее, что удивляет. Не было никаких дискуссий на уровне руководителей национальных газовых концернов, ни на уровне руководства стран это не обсуждалось... Но "Газпром" - это мегакорпорация, и когда разговор идет о нескольких сотнях миллионов долларов, это для нее абсолютно несущественный момент. Поэтому первого июля вопрос по транзитным ставкам был решен: транзитную ставку подняли...

Источник: Радио России, 02.07.2010


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики