Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «США выдвигают невыполнимые условия»

«США выдвигают невыполнимые условия»

 

Комментарий эксперта на тему санкций США против «Северного потока-2»

Во вторник германское издание Handelsblatt со ссылкой на источники сообщило, что Соединенные Штаты готовы обсуждать отмену санкций в отношении газопроводного проекта «Северный поток-2», однако выдвигают при этом ряд условий, касающихся в первую очередь Украины. Так, США рассчитывают на пересмотр российско-украинского транзитного контракта и создание механизма, который запрещал бы использование трубы СП-2 в случае, если Россия попытается оказывать давление на Украину.

«Нефтегазовая вертикаль» попросила прокомментировать ситуацию ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности, эксперта Финансового университета при Правительстве РФ Игоря Юшкова.

«Вся публикация Handelsblatt выглядит очень странно. Начать стоит с того, что даже технически снять санкции с «Северного потока-2» фактически невозможно. Запрет на строительство и финансирование проекта был введен не президентским указом, а федеральным законом США. Поэтому Байден (новый президент США Джозеф Байден. Санкции вводились при Дональде Трампе, – НГВ) единолично снять санкции не может.

Нужно принять новый федеральный закон, отменяющий тот, что утвердил санкции. То есть нужно получить одобрение от обеих палат законодателей. Учитывая, что в США есть консенсус по вопросу антироссийских санкций, то принять новый закон невозможно. И демократы и республиканцы согласны, что нужно не просто сохранять санкции против России, но и принимать новые более жесткие документы. Поэтому снять санкции не получится.

Германия лоббирует смягчение формулировок в новых законопроектах о санкциях против СП-2. Это более реальная задача. Немцы хотят убрать из санкционных законопроектов все пункты, которые могут подвести в черный список немецкие компании и органы власти. Но в ответ США, судя по публикации в СМИ, предлагают невыполнимое условие: перекрывать СП-2 в случае сокращения транзита через Украину.

Германия и Россиия уже однажды согласились на такое условие. В 2019 г. неформальная договоренность была именно такая: «Газпром» гарантирует сохранения транзита газа через Украину и тем самым доказывает, что «Северный поток-2» строится не для того, чтобы экономически наказать Украину за якобы выбрала западный путь развития. А в ответ США не должны были вводить санкции против СП-2. «Газпром» подписал пятилетний контракт (российско-украинский транзитный контракт 2019 года, – НГВ), а США санкции все равно приняли. Поэтому сейчас, второй раз, США никто уже не поверит. Кроме того, встает вопрос зачем нужны описанные в немецкой прессе договоренности. Получается, участникам СП-2 предлагают достроить газопровод в обмен на обещание его не использовать.

 

А зачем тогда его вообще строить, если нельзя будет эксплуатировать? Ведь «Северный поток-2» нужен «Газпрому», чтобы заменить поставки газа в Европу через Украину. «Газпром» этого никогда не скрывал. Украинский маршрут самый невыгодный для «Газпрома»: его протяженность больше, больше и углеродный след».

Источник: Нефтегазовая вертикаль, 02.02.2021

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики