Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Верить информации о снятии санкций с «Северного потока-2» не стоит − аналитик

Верить информации о снятии санкций с «Северного потока-2» не стоит − аналитик

Все обсуждения вокруг «Северного потока-2» сводятся к тому, чтобы не допустить новые санкции на эксплуатацию трубопровода. Ведь тогда пострадает не только Россия, но и Германия. Поэтому надеяться на снятие существующих санкций не стоит, но есть большие шансы, что новых ограничений не будет. Такое мнение Общественной службе новостей высказал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Во вторник немецкие СМИ сообщили о готовности США рассмотреть снятие санкций с «Северного потока-2». Якобы от России требуется взамен сохранить объемы поставок газа через Украину. Также аналитики заявляют, что Германия борется за строительство трубопровода, несмотря на многочисленные препятствия.

«Странная информация поступает из немецких СМИ о том, что якобы США готовы снять санкции. Потом поступила информация, что готовы, но при определенных условиях, что с Украины не будет снимать транзит. Это еще более странно, ведь Северный поток-2 строят как раз для того, чтобы снять транзит с Украины. Какой смысл его достраивать, пусть даже без санкций, если невозможно будет его загрузить? Загрузить его можно только сняв объемы транзита с Украины. Думаю, немецкие СМИ передают неточную информацию. Невозможно даже технически снять санкции, которые уже введены. Потому что запрет на строительство введен федеральным законом США об оборонном бюджете на 2020 год. В нем были зашиты запреты по оказанию услуг по строительству и финансированию Северного потока-2. И в декабре 2020 очередной закон подтвердил эти санкции», − отметил Игорь Юшков.

Новая администрация Белого дома не может самолично снять санкции, напомнил аналитик. Чтобы их отменить нужен очередной федеральный закон. В существующих условиях, когда на протяжении многих лет накачивалась антироссийская идеология, его принятие невозможно.

«Это один из немногих вопросов, по которому есть консенсус между демократами и республиканцами. Они все согласны, что санкции надо оставить и принять еще более жесткие меры. В США уже рассматриваются новые законопроекты, предусматривающие санкции против Северного потока-2. Там несколько формулировок разной степени жесткости, но в каком-то виде они все-таки дойдут до реализации. Вопрос только в каком. Немцы весь 2020 год лоббировали облегчение текстов, стараясь убрать пункты о запрете на ввод в эксплуатацию и запрет на обслуживание. Потому что эти санкции коснутся уже и Германии», − подчеркнул эксперт.

После завершения строительства «Газпром» легко соберет необходимые документы, содержащиеся в требованиях немецкого законодательства, для ввода газопровода в эксплуатацию. Но если будет введен запрет от США, ФРГ окажется перед сложным выбором. Германии придется исполнить собственные законы, но оказаться под санкциями, либо соблюсти санкции и собственные законы не выполнять. А, значит, подтвердить отсутствие суверенности.

«Чтобы не оказаться в этом положении, немцы весь 2020 год лоббировали свои интересы. И когда говорят о дискуссии между ФРГ и США, речь касается скорее новых секционных пакетов, а не уже принятых. Что касается договоренностей о том, что санкции снимут взамен на гарантии, что не будет снят транзит через Украину, Россия на эту историю уже попадалась. В 2019 году явно шли точно такие же переговоры в трехстороннем формате. Убеждали, что если будет подписан новый транзитный договор с Киевом, это докажет, что Северный поток-2 не является политическим проектом на уничтожение Украины. И вот «Газпром» подписал 5-летний контракт на транзит газа через Украину, а санкции все равно ввели. Поэтому нет смысла верить американцам, что они снимут санкции, когда это очевидно не так. Россия выполнила договоренность и теперь в течение 21-24 гг. «Газпром» обязан качать через Украину 40 млрд кубов газа в год. Контракт четкий, тарифы высокие. Поэтому верить на слово и принимать условия больше не будут», − убежден Игорь Юшков.

По мнению аналитика, позиция США в отношении «Северного потока-2» не изменилась, поменялась лишь риторика диалога с Европой. Если Трамп открыто говорил, «вы жулики и должны покупать газ у США, а не у России, потому что недоплачиваете на оборону», то Байден политик старой школы. Новый президент будет улыбаться на камеру говорить о том, что учитывает интересы европейских партнеров, но будет продвигать американские товары.

«Тем не менее, думаю, немцам удастся пролоббировать отсутствие санкций за эксплуатацию газопровода. Россия пострадает только от санкций на его строительство. Поэтому компании-собственники судов-трубоукладчиков, и, возможно, судов-снабжения (они тоже могут попасть в черные списки) будут банкротить. То есть сначала суда передавались неизвестным компаниям типа ООО Ромашка, которые потом не жалко отдать под санкции. Правда не известно, удастся ли безболезненно передать “Академика Черского” обратно «Газпром флоту». Четкие процедуры даже в американском законодательстве не прописаны», − пояснил специалист.

Автор: Инга Ланская

Источник: Общественная служба новостей, 05.02.2021

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики