Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Юшков: Латвия терминал СПГ построит, а покупать газ с него будет некому (аудио)

Юшков: Латвия терминал СПГ построит, а покупать газ с него будет некому (аудио)

Латвия может наступить на те же грабли, что и Литва: терминал СПГ обходится далеко не дешево, но газ с него покупать никто не хочет, и власти к этому законодательно принуждают

Как заявил экс-министр экономики Ральф Немиро, строительство регазификационного терминала сжиженного природного газа (СПГ) в Скулте не придаст Латвии энергетической независимости. По его словам, такой терминал может существовать только при финансовой поддержке государства, иначе не сможет конкурировать с российским трубопроводным газом. Немиро подчеркнул, что РФ в любой момент может снизить цену на свой газ и разорить терминал в Скулте.

Такой терминал не может рентабельно существовать без поддержки государства, подтвердил Sputnik Латвия эксперт Финансового университета при правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

"Необходимо субсидирование, и с точки зрения экономики строить СПГ-терминал нерационально - гарантий возврата инвестиций никто не дает. Сжиженный природный газ традиционно становится дороже, чем российский трубопроводный, а гарантии, что тебе все вовремя привезут, нет", - констатировал Юшков.

Эксперт рассказал, что в нынешнем отопительном сезоне в Азии начались морозы, и весь СПГ из Европы ушел.

"Все поехали зарабатывать в Азию. Если ты хочешь получить СПГ, то заплати такую же цену, как азиатские потребители, потому что все танкеры были направлены туда. Этой зимой цены в Азии достигали рекордного значения в тысячу долларов за тысячу кубометров", - отметил собеседник Sputnik.

Если Латвия рассчитывает получать газ по российской трубе, а СПГ-терминал будет добавочным, то встает вопрос о цели строительства, подчеркнул Юшков.

"Построить сам терминал и подвести по побережью необходимую инфраструктуру - недешевое удовольствие, и эти затраты долго не окупятся. Можно пытаться сыграть на разнице цен, выхватывая отдельные дешевые партии СПГ, но выгода от этого не окупит затраты на строительство. Это показывает и литовский опыт", - указал аналитик.

Юшков пояснил, что строить СПГ-терминал в каждой стране с небольшим объемом потребления означает создавать дополнительную конкуренцию за газ, а не за рынок сбыта - это идет на пользу поставщику, а не потребителям. По мнению эксперта, Латвия рискует повторить опыт соседей, когда власти будут вынуждать потребителей покупать газ с терминала.

"С самого начала в Прибалтике предполагалось строить один терминал на всех, причем именно в Латвии, и затраты на него планировали распределять на все страны. Однако Литва выхватила проект себе и построила терминал в Клайпеде. Руководствуясь желанием мести соседям, Латвия может наступить на те же грабли, что и Литва: терминал построят, а покупать газ с него будет некому", - предупредил Юшков.

Аналитик указал, что в Литве нет ни одного независимого потребителя, который покупал был газ с Клайпедского терминала. "Единственный долгосрочный контракт заключен государственной компанией Litgas с Норвегией. Там СПГ был дороже, и Вильнюсу пришлось законодательно обязать крупных потребителей покупать часть сырья с терминала. СПГ просто никто не хотел брать - он был дороже трубопроводного, пришлось заставлять. То же самое может грозить и Латвии", - заключил Юшков.

Вильнюс в 2014 году решился на использование СПГ-терминала, чтобы избавиться от энергетической монополии России. Однако импортеры в силу экономических причин регулярно отдают предпочтение российскому сырью. Терминал регулярно принимает партии сжиженного природного газа из РФ.

Источник: Sputnik Латвия, 05.02.2021

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики