Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Мораторий на «Северный поток – 2» показал провал санкций США

Мораторий на «Северный поток – 2» показал провал санкций США

При строительстве «Северного потока – 2» российский оператор пользуется теми законами, которые действуют в ЕС. Однако противники проекта в Европе пытаются обойти собственное законодательство, нервничая из-за провала санкций США. Такое мнение в беседе с корреспондентом «ПолитРоссии» озвучил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Глава комитета бундестага по внешней политике Норберт Реттген в интервью радиостанции Deutschlandfunk призвал Россию, США и Евросоюз ввести мораторий на достройку «Северного потока – 2». По его мнению, стороны должны осуществить переговоры и убедиться в том, что проект не будет использован «в качестве геополитического оружия» против восточноевропейских стран.

Ранее немецкое издание Handelsblatt, ссылаясь на источники в администрации Белого дома, рассказало о готовности Вашингтона начать переговоры с Германией о снятии санкций с «Северного потока – 2». Авторы материала отметили, что к такому повороту событий привел тупик в затянувшихся спорах сторон. Однако, пишут журналисты, США ждут от Берлина ответный ход, в противном случае ограничения для строительства газопровода останутся в силе.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков в беседе с «ПолитРоссией» напомнил, что Москве невыгодно обсуждать подобные вопросы. 

«Проект реализуется не в каком-то вакууме, не какой-то там двухсторонний договор надо заключать, а просто пользоваться законами, которые есть в ЕС. Там есть правовая база, как построить газопровод: надо запросить разрешение, предоставить определенные бумаги и так далее. Все это компания-оператор сделала. Если вы не хотите, чтобы газопровод был построен, принимайте официально закон о санкциях, который это запрещает и блокирует действие других законов. Все остальное – сотрясание воздуха», – считает эксперт. 

Подобные идеи возникают потому, что даже при наличии американских санкций участники проекта продолжают достраивать газопровод. Именно это нервирует многих, уверен Игорь Юшков, ограничения не срабатывают так, как они затевались. 

«Какие могут быть переговоры? О каком статусе “Северного потока – 2” может идти речь? Он реализуется в рамках правового поля. На каком основании принимать какой-то мораторий? Что такое мораторий? Вы хотите временно остановить действие собственных законов? Американские санкции не срабатывают так, как они затевались, потому что они эффективны для международных компаний», – уверен собеседник «ПолитРоссии». 

Публикации немецких СМИ отличаются некомпетентностью журналистов, заявил спикер. Обозреватели говорят якобы об отмене американских санкций по договоренности новой администрации и бундестага, однако ограничения на строительство «Северного потока – 2» были введены не президентским указом, а федеральным законом США. 

«Чтобы его отменить, необходимо принять другой федеральный закон. Сложно себе представить, что конгресс и сенат одобрят закон, снимающий санкции с России. Это фантастика в современных условиях. Они, наоборот, соревнуются, кто более жестко поругает РФ. И это один из немногих вопросов, по которому есть консенсус между демократами, республиканцами, сторонниками и противниками Трампа. Они все выступают за сохранение санкций против России. Поэтому о каком снятии санкций с “Северного потока – 2” тут идет речь, совершенно непонятно. Даже если бы Байден этого хотел, он не смог бы этого сделать технически», – рассуждает Игорь Юшков

Помимо прочего, одним из предположений о том, какое условие могут поставить США для Германии, чтобы снять санкции с «Северного потока – 2», в немецких СМИ значилось обязательное сохранение транзита газа через Украину. 

«Как раз в 2019 году была достигнута договоренность – мы подписываем пятилетний контракт на транзит газа через Украину, а американцы не вводят санкции. “Газпром” подписал, а США санкции все равно ввели. Это уже пройденный этап», – добавил экономист. 

Ранее «ПолитРоссия» представила мнение ведущего эксперта Фонда Национальной энергетической безопасности Станислава Митраховича о возможных предложениях США для Германии по «Северному потоку – 2».

Автор: Дана Киселева

Источник: ПолитРоссия, 05.02.2021

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики