Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Долг граждан за электричество заставил задуматься о развитии ВИЭ

Долг граждан за электричество заставил задуматься о развитии ВИЭ

Рост задолженности за электроэнергию некритичен, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.

В России возросла задолженность за электричество

Центр финансовых расчетов (ЦФР) сообщил, что долги физических лиц за электричество выросли в 2020 году на 12 млрд рублей. 

Общая сумма задолженности населения за электроэнергию составляет 66,6 млрд рублей. Долг граждан гарантирующим поставщикам растет каждый год, но в 2020 году прирост неплатежей достиг максимального показателя с 2012 года.

К прямой задолженности физических лиц нужно добавить задолженность товариществ собственников жилья (ТСЖ) и управляющих компаний, благодаря чему суммарная задолженность частного сектора за электроэнергию превысит 100 млрд рублей. 

Причиной ситуации стали мораторий на штрафы и просрочку платежей за коммунальные услуги, введенный в коронавирусный год, и резкий рост энергопотребления населением. В 2020 году граждане использовали электроэнергии на 4,5% больше, чем в 2019 году. Это связано с тем, что люди больше находились дома из-за борьбы с последствиями пандемии COVID-19.

Выпадающие доходы не будут компенсироваться ростом цен на электроэнергию. На 2021-2023 годы Правительство РФ утвердило индексацию розничных цен на электричество для населения в пять процентов, хотя по другим группам потребителей таких ограничений нет.

Пока проблемы это не создает. Гарантирующие поставщики обеспечивают платежи за электричество, а кассовые разрывы компенсируются за счет кредитов. Но проблему нельзя игнорировать, потому что она выявила несколько объективных трудностей.

Для отрасли это является большим ударом: в 2020 году население заплатило за электроэнергию 620-640 млрд рублей, поэтому суммарный долг граждан за последние годы равняется примерно десять процентов от суммы ежегодных платежей.

«Платежи в электроэнергетике могут тянуть с собой снижение доходов энергетических компаний, составляющих промышленные и производственные цепочки в стране. Коронавирусный год внес сложности в данный вопрос, но он упирается в общее состояние экономики РФ, которая нуждается в поступательном развитии», – констатирует Митрахович

Дальнейшее развитие ситуации зависит от нескольких факторов – например от государственной политики по ценам.

Субсидии и надбавки влияют на цены на электричество

«В стоимость российского электричества входят субсидии на возобновляемые источники энергии (ВИЭ). Есть вопросы: а насколько активно мы хотим развивать ВИЭ за счет этого инструмента. Если мы продолжим делать ставку на такое продвижение ВИЭ, то надо смириться с тем, что в стране продолжится активный рост цен на электричество», – заключает Митрахович.

На Западе ВИЭ постепенно становятся трендом. Ежегодные инвестиции в данный вид генерации зашкалили за 300 млрд долларов, а в ЕС в первой половине 2020 года произошло знаменательное событие: выработка ВИЭ впервые превысила генерацию традиционных ТЭЦ и составила 40% от объема европейского энергопотребления.

В некоторых странах данный показатель достиг 90%, причем налог на ВИЭ существует даже в Прибалтике. 

Лидерами являются Дания с самой высокой стоимостью электричества в ЕС и Германия, где «зеленые» идеи привели к большим проблемам в экономике. Население ФРГ вынуждено покупать электричество по большим ценам из-за лоббирования ВИЭ, а снижение атомной генерации в два раза обернулось резким ростом потребления угля. В результате сложилась странная экономическая ситуация.

В РФ масштабы ВИЭ значительно ниже, но углеродная политика Запада оказала на наши планы определенное влияние. Однако у РФ нет таких возможностей как у лидеров ЕС, а перекладывание финансовой нагрузки на население является критичным.

«Если мы не хотим допускать чрезмерных инвестиций в ВИЭ, например, для сдерживания инфляции, то есть смысл пересмотреть данные субсидии. Недавно Минэнерго РФ подняло вопрос об их сокращении. Еще существуют договоры на поставку мощностей, носящих нерыночный характер. Они также тянут цены на электричество вверх», – резюмирует Митрахович.

В ситуации с ценами на электричество много факторов, а развитие событий зависит от поставленных приоритетов.

«Ничего криминального в сложившейся ситуации нет, но если мы хотим ограничить рост цен на электричество, то нужно идти на шаги, которые не понравятся лоббистам ВИЭ и других инвестпроектов в электроэнергетику», – констатирует Митрахович.

Несмотря на кризис, оптовые цены на электроэнергию в 2020 году достигли максимального значения. Падение спроса в России не повлияло на ценовой тренд, а главной причиной роста стоимости стали обязательные нерыночные надбавки объемом в 558 млрд рублей.

Стоимость оптовой электрогенерации в РФ составила в 2020 году 810 млрд рублей, из которых 68,89% – это надбавки. В такой ситуации рост задолженности населения в четыре раза по сравнению с 2019 годом и в два раза – с 2018-м не является проблемой. 

Долг потребителей в РФ на конец 2020 года составил 287 млрд рублей, так что и тут цифра в 66,6 млрд рублей несущественна.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 11.02.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики