Проект соглашения о перевалке нефтепродуктов в портах в России открывает большие перспективы для Белоруссии и закрывает транзиты Прибалтики, рассказал ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.
Проект соглашения с Российской Федерацией о перевозке и перевалке нефтепродуктов республики через российские морские порты одобрил президент Белоруссии Александр Лукашенко.
Белорусский лидер, как пишет «БелТА» со ссылкой на пресс-службу главы государства, «уполномочил министерство транспорта и коммуникаций на проведение переговоров по проекту соглашения и подписание документа при достижении договоренности в пределах одобренного проекта».
«Предварительные документы есть указание местному правительству подготовить механизм перераспределения экспорта нефтепродуктов и еще некоторых продуктов, которые шли через прибалтийские порты, в частности через Вентспилс и Клайпеду, на российские – Усть-Луга, Приморский торговый порт, Большой порт Санкт-Петербург.
Надо понимать также, что от начала договоренности до реальной переориентации торговых потоков из Белоруссии через российские территории должно пройти много времени», - прокомментировал эксперт Станислав Митрахович решение Минска.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко грозился отвернуться от Прибалтики в августе 2020 года, когда Латвия, Литва и Эстония ввели персональные санкции, отреагировав на общественные протесты в Минске.
Министр транспорта и коммуникаций Литвы Ярослав Наркевич в ответ на угрозы белорусского лидера заявил, что вероятность отказа от прибалтийских портов равна нулю, потому что у Минска якобы нет возможности перенаправить экспортные потоки и найти альтернативные торговые пути.
Двойная выгода: торговые связи перерастают в большее
Проект одобренного белорусской стороной соглашения предполагает перевалку белорусскими предприятиями более 9,8 млн тонн грузов типа бензина, мазута и масла в российских портах на Балтике в 2021–2023 годах. Действие соглашения рассчитано до конца 2023 года включительно, но с возможностью продления.
Готовность перевалки этих нефтепродуктов и предоставление скидок при условии заключения долгосрочных договоров исходя из планируемого объема нефтепродуктов уже подтвердили операторы морских портовых терминалов Ленинградской области и Санкт-Петербурга.
«Такой альтернативный вариант замены прибалтийских маршрутов будет выгоден не только для Белоруссии, но и для Российской Федерации, которая получает возможность загружать свои порты и шанс стратегического движения на белорусские предприятия. Дальнейший шаг должны сделать российские компании, например, организовав приватизацию активов, урбанизацию налогового и гражданского законодательства, возможно, утверждение единых кодексов.
В будущем также страны могут начать двигаться в сторону наднациональных органов управления, связанных с созданием Союзного государства, а также задумаются о единой валюте или чем-то подобном. Чем ближе страны становятся в транзите, тем лучше для обеих», - подчеркнул эксперт.
Ожидается, что в скором времени Российская Федерация и Белоруссия подпишут также соглашение о сотрудничестве в области транспортной безопасности, которое ускорит формирование унифицированного механизма взаимодействия между государствами, обеспечивающего своевременные выявление, предупреждение и пресечение актов незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса.
Минск меняет маршруты в ущерб прибалтам
Инфраструктура прибалтийских стран от переориентации белорусской стороны значительно пострадает. Порты и железная дорога Литвы, Латвии и Эстонии окажутся минимально востребованными и экономически оправданными. Подтверждают вероятность подобных перспектив и заявления политических деятелей стран Балтии, которые призывают к кооперации и сохранению транзита с Минском.
Белоруссия стратегически выигрывает от решения использовать российские порты. Единственная возможная, но, рассказывает Станислав Митрахович, невыгодная альтернатива для Минска заключается в сближении со странами коллективного Запада. Но отрыв от Российской Федерации приведет к проблемам в белорусской экономике.
Поэтому президент Александр Лукашенко не рискнет дружбой с Москвой и выберет развитие и реализацию проекта соглашения о перевозке и перевалке нефтепродуктов республики через российские морские. Однако Москве для уверенности в необходимости вложений в инфраструктуру, предполагает эксперт Митрахович, нужно получить гарантии от Минска, что белорусская сторона не откажется от подобного стратегического выбора. Подтверждение даст российской стороне запал на инвестиции в железные дороги, порты, нефтепроводы и другие объекты.