Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Отказ Белоруссии от прибалтийских портов ускоряет интеграцию с РФ

Отказ Белоруссии от прибалтийских портов ускоряет интеграцию с РФ

Проект соглашения о перевалке нефтепродуктов в портах в России открывает большие перспективы для Белоруссии и закрывает транзиты Прибалтики, рассказал ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.

Проект соглашения с Российской Федерацией о перевозке и перевалке нефтепродуктов республики через российские морские порты одобрил президент Белоруссии Александр Лукашенко. 

Белорусский лидер, как пишет «БелТА» со ссылкой на пресс-службу главы государства, «уполномочил министерство транспорта и коммуникаций на проведение переговоров по проекту соглашения и подписание документа при достижении договоренности в пределах одобренного проекта».

«Предварительные документы есть указание местному правительству подготовить механизм перераспределения экспорта нефтепродуктов и еще некоторых продуктов, которые шли через прибалтийские порты, в частности через Вентспилс и Клайпеду, на российские – Усть-Луга, Приморский торговый порт, Большой порт Санкт-Петербург. 

Надо понимать также, что от начала договоренности до реальной переориентации торговых потоков из Белоруссии через российские территории должно пройти много времени», - прокомментировал эксперт Станислав Митрахович решение Минска.

Президент Белоруссии Александр Лукашенко грозился отвернуться от Прибалтики в августе 2020 года, когда Латвия, Литва и Эстония ввели персональные санкции, отреагировав на общественные протесты в Минске.

Министр транспорта и коммуникаций Литвы Ярослав Наркевич в ответ на угрозы белорусского лидера заявил, что вероятность отказа от прибалтийских портов равна нулю, потому что у Минска якобы нет возможности перенаправить экспортные потоки и найти альтернативные торговые пути.

Двойная выгода: торговые связи перерастают в большее

Проект одобренного белорусской стороной соглашения предполагает перевалку белорусскими предприятиями более 9,8 млн тонн грузов типа бензина, мазута и масла в российских портах на Балтике в 2021–2023 годах. Действие соглашения рассчитано до конца 2023 года включительно, но с возможностью продления. 

Готовность перевалки этих нефтепродуктов и предоставление скидок при условии заключения долгосрочных договоров исходя из планируемого объема нефтепродуктов уже подтвердили операторы морских портовых терминалов Ленинградской области и Санкт-Петербурга.

«Такой альтернативный вариант замены прибалтийских маршрутов будет выгоден не только для Белоруссии, но и для Российской Федерации, которая получает возможность загружать свои порты и шанс стратегического движения на белорусские предприятия. Дальнейший шаг должны сделать российские компании, например, организовав приватизацию активов, урбанизацию налогового и гражданского законодательства, возможно, утверждение единых кодексов.

В будущем также страны могут начать двигаться в сторону наднациональных органов управления, связанных с созданием Союзного государства, а также задумаются о единой валюте или чем-то подобном. Чем ближе страны становятся в транзите, тем лучше для обеих», - подчеркнул эксперт.

Ожидается, что в скором времени Российская Федерация и Белоруссия подпишут также соглашение о сотрудничестве в области транспортной безопасности, которое ускорит формирование унифицированного механизма взаимодействия между государствами, обеспечивающего своевременные выявление, предупреждение и пресечение актов незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса.

Минск меняет маршруты в ущерб прибалтам

Инфраструктура прибалтийских стран от переориентации белорусской стороны значительно пострадает. Порты и железная дорога Литвы, Латвии и Эстонии окажутся минимально востребованными и экономически оправданными. Подтверждают вероятность подобных перспектив и заявления политических деятелей стран Балтии, которые призывают к кооперации и сохранению транзита с Минском. 

Белоруссия стратегически выигрывает от решения использовать российские порты. Единственная возможная, но, рассказывает Станислав Митрахович, невыгодная альтернатива для Минска заключается в сближении со странами коллективного Запада. Но отрыв от Российской Федерации приведет к проблемам в белорусской экономике.

Поэтому президент Александр Лукашенко не рискнет дружбой с Москвой и выберет развитие и реализацию проекта соглашения о перевозке и перевалке нефтепродуктов республики через российские морские. Однако Москве для уверенности в необходимости вложений в инфраструктуру, предполагает эксперт Митрахович, нужно получить гарантии от Минска, что белорусская сторона не откажется от подобного стратегического выбора. Подтверждение даст российской стороне запал на инвестиции в железные дороги, порты, нефтепроводы и другие объекты.

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 17.02.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики