Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Запад отменяет санкционный удар по России?

Запад отменяет санкционный удар по России?

Текущие пакеты санкций против России, обсуждаемые в настоящее время как в США, так и в Евросоюзе, не будут носить какой-либо глобальный характер – такой вывод следует из сообщений западных СМИ, публикующих утечки из американских и европейских госструктур, занятых политикой санкционного давления на Москву. Поскольку периодичность и сила экономических ударов по России давно уже зависит только от внутриполитических причин вводящих санкции стран, смягчение планов на очередную атаку позволяет судить об ослаблении антироссийского курса коллективного Запада.

Напомним, мишенью новейших, еще не введенных санкций США является "Северный поток-2", завершенный к настоящему времени уже более чем на 95%. Против компаний, занятых на его строительстве, уже действует весьма обширный санкционный пакет, однако реализация проекта продолжается. Поэтому еще в последние месяцы правления президента Дональда Трампа обсуждался сценарий запрета де-факто на все, что связано с "Северным потоком-2", включая его эксплуатацию немецкой стороной, основным европейским бенефициаром проекта.

При Джозефе Байдене США заявили, что отказываться от санкций против трубопровода полностью не собираются, но готовы пойти на уступки, если Германия гарантирует сохранность транзита российского газа через Украину (само по себе требование невыполнимое, поскольку "Северный поток-2" призван как раз заменить нестабильный украинский транзит). Теперь же, согласно сообщению Bloomberg, в Вашингтоне решили облегчить новый пакет санкций до введения ограничений против небольшого числа российских компаний, причастных к укладке труб, в то время как европейские – немецкие – компании затронуты не будут вовсе.

На европейском континенте, в свою очередь, спустя месяц дискуссий предпочли не вводить против России какие-либо глобальные санкции за законный суд над оппозиционером Алексеем Навальным. Тема "Северного потока-2" в настоящее время полностью отвязана от темы Навального, хотя первоначально многие европолитики, прежде всего зависимые от США представители Польши и Прибалтики, а также внутригерманское американское лобби активно предлагали остановить проект. В данном случае экономика все-таки победила политику: Берлину стабильные поставки дешевых энергоносителей, рассчитанные на много десятилетий, слишком важны, чтобы отказываться от них (и терять огромные инвестиции в проект) ради конъюнктурной политической задачи.

Конъюнктура имеет свойство меняться, в то время как энергия Германии и в целом Европе нужна всегда. Поэтому сейчас дискуссии о "санкциях Навального" ведутся не по "Северному потоку-2", а по согласованию списка физических лиц, против которых будут введены индивидуальные ограничения. Безусловно, нельзя забывать о том, что это происходит на фоне и провозглашения России ключевой угрозой НАТО, и на фоне провокационных конфликтных заявлений евродипломатов против Москвы – политические отношения РФ с США и ЕС пока далеки от процесса нормализации. Однако можно констатировать, что у текущих проблем хотя бы есть некие рамки, за которые Запад способен обещать выйти в своей риторике, но остается в них, когда дело доходит до практики.

В беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" директор Института научной информации по общественным наукам Алексей Кузнецов отметил, что давление на Россию и давление на людей, которые, по мнению Запада, нарушают собственные российские законы, это все-таки разные вещи. "Можно говорить, что экономика оказалась сильнее. Но надо помнить, что санкции имеет смысл вводить, когда они дают какой-то результат, иначе те, против кого они вводятся, еще больше будут действовать в том направлении, которое нежелательно для тех, кто вводит санкции. Это азы санкционной политики. Просто мы регулярно сталкиваемся с тем, что в санкционной политике эмоции оказываются выше здравого смысла", - заявил эксперт.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, в свою очередь, согласился с тем, что политические события все-таки не потянули за собой экономические проблемы в российско-европейских отношениях. "История с Навальным не тянет ни на причину, ни на повод отказа от "Северного потока-2". Это крайне болезненно воспринималось бы в России и расценивалось бы российским руководством как существенный удар по нашим отношениям – а ведь Москва прямо заявила о том, что в ответ на санкции будет принимать соразмерные ограничения. Поэтому вполне логично, что Европе не захотелось ввязываться в обмен санкционными ударами в сфере экономики из-за истории с Навальным", - прежде всего сказал он.

"Американцы, в свою очередь, не решились на жесткие санкции, потому что не хотят ссориться с европейцами. Поскольку Европа не решила сама отказываться от "Северного потока-2", то сильные удары по этому проекту со стороны США расценивались бы в Брюсселе как недружественные действия по отношению к Евросоюзу. А ведь Байден заявлял, что будет налаживать отношения с европейцами. Мы видим, что они все еще ведут дискуссию по поводу "Северного потока-2", однако, поскольку дискуссия не закончена, ввод жестких санкций против проекта сорвал бы американо-европейские переговоры", - обратил внимание Игорь Юшков.

В то же время, стоит ожидать, что давление на "Северный поток-2" Вашингтоном будет продолжено. "Санкции наверняка будут, возможно, с запозданием, возможно, не такие жесткие, как заявлялось, но от этой тактики США не откажутся. Все-таки влияние политики на экономику есть – каждый раз, как что-то происходит, наподобие истории с Навальным, в первую очередь начинают говорить не о списке физических лиц для введения санкций, а об отмене "Северного потока-2". То есть сфера энергетики политизирована. Сейчас же можно констатировать, что политика пока не перевешивает те издержки, которые Европа понесет в случае ухудшения экономических отношений с Россией", - заключил эксперт.

Источник: Вестник Кавказа, 19.02.2021

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики