Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефтяная «Дружба» с Россией стала для Европы дорогой

Нефтяная «Дружба» с Россией стала для Европы дорогой

Российские компании хотят, чтобы европейские клиенты платили за нефть, получаемую по нефтепроводу «Дружба», больше. Однако те из-за низкой маржи нефтепереработки не готовы к этому. Поэтому, например, польские компании собираются снизить закупки сырья из России.

До конца февраля «Роснефть» и польский PKN Orlen могут подписать новый двухлетний контракт о поставках нефти сорта Urals на Плоцкий НПЗ по нефтепроводу «Дружба». Предыдущий истек в январе. Как сообщает Argus со ссылкой на участников рынка, основные условия контракта уже согласованы. Так, в марте PKN Orlen получит 300 тыс. тонн. Это на 150−250 тыс. тонн меньше, чем по предыдущему контракту.

В то же время, отмечает Argus, «Роснефть» не планирует заключать новый долгосрочный контракт с другим польским переработчиком — Grupa Lotos. Его поглотил в прошлом году PKN Orlen. Участники рынка не исключают, что «Роснефть» будет поставлять на Гданьский НПЗ спотовые объемы. До этого российская компания отправляла туда не менее 200 тыс. тонн в месяц.

Высвободившиеся объемы «Роснефть» планирует отправлять через балтийские порты трейдерам Glencore и Trafigura, с которыми у компании действуют контракты о предэкспортном финансировании.

Российские поставщики добиваются повышения цены на Urals и при поставках по «Дружбе» в Германию. Однако, замечает Argus, покупатели неохотно идут на уступки, так как Европа по-прежнему испытывает низкий спрос на моторное топливо из-за пандемии и маржа при нефтепереработке и так низкая. Агентство отмечает, что в начале года другая российская компания, «Сургутнефтегаз» остановила отгрузки на НПЗ Total в Лейне, так как компаниям не удалось договориться о цене на 2021 год. «Роснефть» в свою очередь сохранила объемы поставок в Германию.

Источники Reuters заметили, что в 2020 году более низкие затраты на экспорт российской нефти через порты сделали поставки по «Дружбе» менее выгодными.

«Роснефть» настаивала на более высокой цене в новом контракте, чтобы трубопроводные поставки были такими же выгодными, как и морские. Но PKN Orlen решил снизить объемы закупки», — сказал собеседник Reuters.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков полагает, что российские компании хотят сделать все поставки равнодоходными.

«В условиях ограниченной добычи мы не можем поставлять нефть по всем направлениям в том объеме, на который есть спрос. Сейчас отправлять морем для компаний стало выгоднее. И они фактически сказали тем европейским потребителям, которые получают нефть по „Дружбе“: если хотите покупать у нас нефть, платите столько же, сколько и другие клиенты, покупающие нефть сорта Urals морем. Чтобы поставки для российских компаний стали равнодоходными», — говорит эксперт. Он добавляет, что если кто-то сокращает закупки российской нефти и считает, что сможет найти более выгодный вариант, то ничего страшного не произойдет для самих российских компаний. Они свои средства от продаж получат в любом случае.

«Просто высвободившиеся объемы продадут другим покупателям. Вполне возможно, что и Польша сокращает закупки не из-за того, что ее цена не устраивает и она найдет нефть дешевле. Все-таки польские НПЗ настроены именно под переработку сорта Urals. Польше просто некуда девать столько нефтепродуктов в условиях сократившегося спроса из-за коронавируса. Поэтому они подписали контракт на меньший объем. А когда спрос на топливо восстановится, то Польша сможет докупать дополнительные объемы либо по новому контракту, либо на спотовом рынке», — заключает ведущий аналитик ФНЭБ.

Источник: EADaily, 19.02.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики