Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Наносят ли первые шаги нового президента США вред сланцевой добыче

Наносят ли первые шаги нового президента США вред сланцевой добыче

Первые шаги нового президента США дали почву и для масштабных обсуждений на тему его влияния на мировой нефтегаз. Доминирующая точка зрения заключается в том, что Джо Байден станет агрессивным лоббистом зеленой энергетики и начнет "топить" американских производителей углеводородов. В чем даже некоторые эксперты видят определенную надежду для России: дескать, просядет добыча и экспорт нефти и газа из США, да и за глобальные энергетические интересы Америки Байден будет заступаться не так сурово. Однако ситуация на самом деле не так проста как кажется. Причем проблемы могут возникнуть со второй частью вышеупомянутого прогноза.

То, что Байден станет крупным лоббистом развития возобновляемой энергетики в США - в этом сомневаться не приходится. Но вот проблемность его действий для американских производителей углеводородов, увы, сильно преувеличена. И пока все его действия никакой витальной угрозы для них не несут.

Да, Байден анонсировал траты на энергопереход в размере 2 трлн долларов. Но речь не идет о повышении налогов только для нефтяников, хотя такая идея возникла еще при правлении Барака Обамы. Возможно, в США вырастут ставки корпоративного налога, но это коснется всех отраслей. А скорее всего, США прибегнут к старой проверенной практике роста госдолга, за счет чего и "наскребут" на зеленый курс (попытка переложить траты на зеленую энергетику с плеч своих налогоплательщиков на другие страны характерна и для современной Европы с ее идеей трансграничного углеродного сбора). Возвращение США в Парижское соглашение - не более чем декларативный шаг. Платить другим странам за достижение глобальных целей США не привыкли.

Но прочие меры вроде бы точно бьют по нефтяникам и газовикам. Скажем, решение ввести мораторий на выдачу лицензий на бурение на федеральных землях. В реальности и тут все не так страшно. Сланцевые компании предвидели поражение Трампа и активно запасались лицензиями. По предварительным оценкам, даже если Байден введет запрет на гидроразрыв (технология для добычи сланцевой нефти) на федеральных землях, сланцевикам хватит запасов до 2024 года - то есть следующих президентских выборов. К тому же на национальные земли приходится крайне незначительная часть добычи. Поэтому даже отмена решения Трампа касательно разработки нефти на девяти участках Арктического национального заповедника дикой природы Аляски носит скорее символический характер.

Самым громким действием Байдена было решение о прекращении строительства нефтепровода Keystone XL. Этот проект стал символом борьбы сторонников и противников ускоренного энергоперехода, "нефтескептиков" и "нефтеоптимистов". Но задачей Keystone XL было поставлять нефть из Канады на переработку в США. Основные потери от заморозки строительства будут нести канадские, а вовсе не американские нефтяники. Для американской переработки этот проект утратил стратегическое значение. Она последние несколько лет перестраивалась на переработку легкой сланцевой нефти из США. Это объясняется и ростом ее добычи, и санкциями против Венесуэлы с ее тяжелой нефтью. Которую как раз планировала поставлять Канада. Поэтому отмена проекта вызвала гневную реакцию властей Канады и особенно ее провинции Альберта.

Строило трубу 2 тысячи канадских рабочих, провинция Альберта вложила в проект 1,2 млрд долларов инвестиций - но это не проблемы США. Показательно, что Байден пока не спешит запрещать эксплуатацию американской трубы Dakota Access. Хотя она тоже стала символом зеленого сопротивления - и именно с ней яростно борется голливудская "ячейка" зеленой "партии" во главе с Ди Каприо. Есть и совсем свежие новости - один из крупнейших производителей сланцевой нефти Chesapeake Energy успешно завершил процесс реструктуризации - иными словами, освободился от долгов через формальную процедур банкротства, и будет добывать углеводороды дальше.

Все это означает, что коллективный Байден не может игнорировать интересы американской нефтяной индустрии. Да, США будут наращивать инвестиции в зеленый сектор. Но это не будет игрой с нулевой суммой с нефтяными концернами. Серьезно наращивать вывоз нефти США начали при демократе Обаме, также пытавшемся запустить зеленую волну. США не собираются ограничивать экспансию своих нефтяных компаний на экспортные рынки. Даже в прошлый пандемический год экспорт нефти из США вырос на 4%. В этом плане США попытаются сочетать зеленый курс с расширением своего собственного присутствия на мировом нефтяном рынке. В этом и заключается главная угроза для России. Мы слишком наивно реагируем на постоянные прогнозы скорого конца нефти. Создаем серьезные риски для нашей собственной нефтяной индустрии, в том числе налоговыми решениями, оправдывая это тем, что эпоха нефти вот-вот подойдет к концу, и поэтому лучше собрать с отрасли последнее и не думать о ее развитии. В США, несмотря на постоянные зеленые разговоры, все происходит по-другому. Нам следует задуматься не столько о том, как нарастить за счет бюджета долю зеленой энергии в энергобалансе, что не даст ничего кроме роста цен на электроэнергию. А о том, как окончательно не утратить позиции на мировом рынке нефти. Где нашими самими серьезными конкурентами все основательнее становятся как раз американцы. Не стоит усыплять себя наивными рассказами о том, как "зеленый" Байден станет могильщиком американских сланцев.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Опубликовано: Российская газета, 21.02.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики