Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > В России появятся малые заводы по производству сжиженного газа

В России появятся малые заводы по производству сжиженного газа

Для внутреннего применения

Мощность малых заводов по производству сжиженного природного газа (СПГ) планируется увеличить в 4 раза к 2025 году до более 400 тысяч тонн в год. Это следует из Дорожной карты по развитию рынка малотоннажного СПГ, которая утверждена правительством.

На фоне существующих объемов производства СПГ (27,7 млн тонн) и планов по вводу новых крупнотоннажных мощностей (в 2024 году до 46-65 млн тонн), это капля в море. Но большие заводы СПГ работают на экспорт, а малотоннажные должны обеспечивать еще и потребности внутреннего рынка, которые рассчитывают увеличить за счет расширения использования СПГ в качестве газомоторного топлива и для газификации отдаленных и изолированных регионов.

Сегодня в России работает 11 малотоннажных заводов по производству СПГ совокупной мощностью около 100 тысяч тонн. Загружены они всего на 40%, а на внутренний рынок продукцию поставляют только 8 заводов. Работают всего 10 автозаправочных СПГ- станций, газифицировано сжиженным природным газом 1145 квартир и домовладений в четырех населенных пунктах.

"Пока внутренний рынок СПГ в России - микроскопический", - говорит замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. Объемы годового потребления СПГ здесь в 2-3 раза меньше среднего дневного спроса на природный газ. И уже поэтому, у внутреннего рынка СПГ есть потенциал для быстрого роста, считает эксперт.

Про использование СПГ, как ресурса для альтернативной газификации говорится достаточно давно. Сжиженный газ возможно доставлять в отдаленные районы любым видом транспорта, где традиционная трубопроводная газификация невозможна. При этом он значительно экологичней мазута, дров или угля. С точки зрения экономики, в Дорожной карте предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон "О газоснабжении", подразумевающих введение государственного регулирования платы за подключение к газовым сетям. То есть для населения газификация на основе СПГ не должна оказаться "золотой", несмотря на дополнительные требования к инфраструктуре и затраты на доставку. Проект поправок к закону должен быть представлен в Правительство в июне 2021 года.

Также планируется расширять использование СПГ, как топлива для транспорта. В первую очередь, для сельскохозяйственной и дорожно-строительной техники, а также автомобильного, железнодорожного и водного транспорта. Соответствующие директивы будут отправлены хозяйственным обществам, где доля государственного участия превышает 50%.

Осуществлению этих планов будет мешать гораздо более высокая себестоимость СПГ, необходимость создавать инфраструктуру производства и потребления почти с нуля, а также высокие риски для окупаемости проектов и неопределенность регуляторной среды, считает Алексей Гривач. По его мнению, чтобы придать импульс развитию рынка малотоннажного СПГ, нужна поддержка государства.

В Дорожной карте она предусмотрена. Уже к маю этого года в Правительство должны быть внесены предложения о возможности экспорта СПГ, произведенного на малотоннажных заводах, для повышения экономической рентабельности их строительства, с условием поставки части продукции на внутренний рынок. Кроме этого прорабатываются меры по увеличению их инвестиционной привлекательности, а также проекты развития газомоторной инфраструктуры.

В плюсы к расширению малотоннажного производства СПГ можно записать и то, что отечественные компании в этом вопросе уже почти не зависят от иностранных технологий. В 2020 году компания "Новатэк" запустила малотоннажный завод в Магнитогорске мощностью 40 тысяч тонн в год, который на 95% работает на российском оборудовании.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 23.02.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики