Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Под крылом у Ангелы: "Северному потоку–2" не страшен уход европейских компаний

Под крылом у Ангелы: "Северному потоку–2" не страшен уход европейских компаний

СМИ сообщили, что 18 европейских компаний уже вышли из "Северного потока–2" в связи с угрозами США ввести санкции против участников проекта. Насколько ощутимы эти потери для проекта?

По меньшей мере 18 европейских компаний вышли из проекта "Северный поток–2" из-за угроз санкций США. Среди них германские концерны Bilfinger SE и Munich Re Syndicate. Об этом сообщила немецкая газета Der Tagesspiegel со ссылкой на доклад Госдепартамента Конгрессу США.

Эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович в беседе с Baltnews оценил эти потери для проекта.

"Здесь главный вопрос, как эти компании можно заменить. Понятно, что проект очень масштабный, и в нем изначально принимало участие очень большое количество компаний, которые были то подрядчиками, то соинвесторами, то давали кредиты, то занимались теми или иными работами по сертификации, по поставкам, по расчетам и так далее. Их там были сотни за все время. Да, часть компаний вышли из проекта. Мы это обсуждаем начиная с американских санкций 2019 года, когда швейцарская компания Allseas вышла из проекта, после чего строительство газопровода остановилось", – отметил он.

Эксперт напомнил, что в последние недели вновь поднялась эта тема, поскольку из проекта стали выходить компании, выдающие сертификаты, и страховщики. Так, 23 февраля стало известно об отказе страховщика Munich RE от дальнейшего обслуживания "Северного потока–2".

"Понятно, что часть компаний хотят минимизировать для себя риски, особенно компании, которые предполагают дальнейшее сотрудничество с американцами. Вопрос в том, можно ли их будет заменить? На мой взгляд, поскольку Германия в проекте заинтересована, с помощью нее их можно будет заменить на либо другие европейские компании, либо какие-то российские компании. Потенциально могут быть какие-то азиатские компании. Вопросы сертификации и страхования также можно решить через Германию", – считает Митрахович.

По его словам, единственное, что может полностью потопить проект, – это если Германия на уровне своих властей скажет: "Нам проект не нужен".

"Условно говоря, если к власти в сентябре на выборах приходит Партия Зеленых и принимает решение остановить проект. Но это фантастика. Я не верю, что Партия Зеленых может стать первой партией Германии. Она может только войти в коалицию в качестве младшего партнера", – считает эксперт.

Поэтому, как подчеркнул Митрахович, пока Германия в проекте заинтересована, решение проблемы возможно: "Либо будут найдены другие компании, которые согласятся работать, принимая на себя риски. Либо это будет сделано через посредников".

"Я думаю, проект по-прежнему продвигается в зоне риска и будет продвигаться в дальнейшем, но варианты его достройки с помощью Германии высокие", – заключил он.

Напомним, США ранее приняли законы, которые подразумевают санкции против участников "Северного потока–2": "О противодействии противникам Америки через санкции" и "О защите европейской энергетической безопасности".

Источник: Baltnews.ee, 24.02.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное стратегическое целеполагание в нефтегазе
Нефтегазовый комплекс России оказался в зоне серьезной турбулентности. Санкции только усиливаются. США целенаправленно выдавливают российские углеводороды с мирового рынка, уже открыто предлагая приобретать вместо них добываемые в США нефть и газ. При этом никуда не делись давно диагностированные среднесрочные риски вроде ухудшения ресурсной базы и повышения себестоимости добычи. Все это требует серьезных, именно стратегических решений. Казалось бы, государство должно взять на себя функцию разработки четкого плана развития ТЭК в условиях санкционных ограничений. Собственно, как только началась СВО, Путин сразу же дал поручение подготовить новую версию Энергетической стратегии.
Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики