Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Новак: энерготарифы для населения РФ защищены государством, утильсбор на них не отразится

Новак: энерготарифы для населения РФ защищены государством, утильсбор на них не отразится

Ранее газета «Известия» со ссылкой на письмо замминистра энергетики в Минэкономразвития и Минпромторг, сообщила, что в 2022 году тарифы на тепло и электричество могут повыситься из-за роста утильсбора на технику для добычи угля

Утилизационный сбор на импортную технику никак не отразится на энерготарифах для населения — они защищены государством, заявил вице-премьер Александр Новак.

Ранее газета «Известия» со ссылкой на письмо замминистра энергетики Анатолия Яновского в Минэкономразвития и Минпромторг, сообщила, что в 2022 году тарифы на тепло и электричество в России могут повыситься из-за роста утильсбора на технику для добычи угля.

Как объяснили в Минпромторге, повышение ставок сбора направлено на стимулирование замены импортной техники российскими аналогами. Только, как отмечают эксперты, отечественная спецтехника не обладает необходимыми характеристиками — придется все равно покупать импортную, но уже в несколько раз дороже.

Минпромторг просто выполняет свою задачу по созданию условий для развития отечественной промышленности, только производители могут это не оценить, говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

«Утильсбор даже в среднесрочной перспективе не приведет к тому, что у нас возродится какое-то машиностроение для угольной промышленности. Эффекта даже в среднесрочной перспективе не будет. Слишком долгий должен быть цикл от момента, когда вы даете какие-то стимулы отечественному производителю, и до того момента, когда угольные компании получат какое-то оборудование российское в том объеме, который им необходим. Я думаю, это приведет к тому, что по-прежнему будут закупать иностранное оборудование, но при этом теперь уже дороже, получается. И все это действительно будет закладываться в себестоимость продукции. И если бы еще отечественные компании видели какую-то огромную долгосрочную перспективу угольной отрасли. Но мы видим, наоборот, в общем-то, что мировой угольный рынок сжимается, все меньше и меньше нужно будет угля в мире. Мы видим, что климатические всевозможные соглашения бьют по угольной промышленности. И в Евросоюзе есть планы отказаться от использования угля. Китай тоже заявляет о том, что будет сокращать потребление угля. Сегодня это пока еще не происходит, но тем не менее мы видим такие планы повсюду. Может быть, сейчас утильсбор введут, объявят более конкурентоспособными отечественных производителей, но так как они не видят возможности продавать оборудование в большом объеме в перспективе 30-40 лет и вкладываться, может быть, не будут. Поэтому, может быть, утильсбор и не сработает, потому что непонятно, как отрасль вообще будет развиваться. И в этом плане скорее можно согласиться с Минэнерго, что эта мера приведет к подорожанию самого угля и, соответственно, дальше по цепочке, так как топливо подорожает, соответственно, все, что из него производится: тепло и электроэнергия».

Как сообщили ТАСС в пресс-службе Минпромторга, российская спецтехника не подорожает.

Минэнерго в свою очередь предупредило о возможном изменении себестоимости продукции угольных компаний. Для населения тарифы устанавливаются государством, поэтому их изменение будет происходить в соответствии с прогнозом социально-экономического развития страны, и в 2021 году рост в среднем не превысит 5%, объяснили в ведомстве.

Это повышение не связано с утильсбором, говорит заведующий лабораторией прогнозирования топливно-энергетического комплекса ИНП РАН Валерий Семикашев:

«У нас сложная система ценообразования, что в электроэнергетике, что в теплоснабжении. Как явный фактор — изменения климатических условий и функционирования теплоснабжения. Это то, что называется проектом ценовых или проектом «альткотельных». Это новый механизм ценообразования на рынке тепла, и он активно используется как раз в восточной части страны, где преимущественно угольная энергетика. Там уже одобрены 14 проектов, еще проектов 10-15 на стадии рассмотрения находятся. Соответственно, это потенциальные изменения экономики угольной промышленности. Стоимость угля в этих проектах будет сокращать рентабельность инвестиций, и, может быть, либо отложенные инвестиции какие-то, либо «Инвесттех» будет требовать пересмотра условий, в свою очередь это тарифы. Сейчас там подписываются соглашения с небольшим ростом тарифа. Вполне возможно, что увеличение затрат на уголь может увеличить планы по росту цен на тепло именно в этих проектах. Здесь я вижу прямое влияние. Во всех остальных сегментах это более сложное влияние, которое может демпфироваться, а может, наоборот, [служить] фактором роста затрат. На население это не повлияет, но сформирует некоторый дополнительный затратный механизм в отрасли, которой надо как-то компенсировать, придумать какой-то механизм, который за счет цен на тепло это компенсирует, может быть, за счет еще чего-то, пересмотрит какие-то предыдущие решения. То есть идея такая, что мы стремимся к 4%, но, поскольку у нас идут инвестиционные затраты, сделаем чуть выше».

Как отметили в Минэнерго, изменения не коснутся и цен на тепло — тарифные решения на следующий год уже приняты.

Источник: BFM.RU, 24.02.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики