Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Никто не будет запускать «Одесса-Броды» только ради Белоруссии

Никто не будет запускать «Одесса-Броды» только ради Белоруссии

"Изначальной идеей проекта "Одесса-Броды" был новый канал доступа каспийской нефти в Европу", - сообщил 12 июля в интервью корреспонденту ИА REGNUM Новости президент Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, комментируя возможность начала транспортировки венесуэльской нефти в Белоруссию через Одесский порт по нефтепроводу Одесса-Броды.

"То есть танкер из Казахстана, например, должен был прийти в Одессу, дальше грузиться в трубу, а потом идти в Европу. Сегодня, чтобы использовать этот маршрут в Белоруссию, нужно, во-первых, развернуть эту трубу, запустив её в аверсе, во-вторых, что-то достроить. Технически это будет сделать трудно", - считает Симонов.

Он высказал мнение, что только ради Белоруссии никто трубу разворачивать не будет. "Весь объем поставок Белоруссия, естественно, не возьмет. Это имеет смысл, если частично поставлять нефть в Польшу, но чтобы ее поставлять, нужно еще проложить трубу, потому что до польских НПЗ эта труба не дотянет" - отметил эксперт.

Говоря об истории проекта, Симонов напомнил, что нефтепровод Одесса-Броды был одним из главных проектов Виктора Ющенко, который должен был показать, что есть альтернативная российской идея поставок нефти в Европу. "Ющенко нужно было показать, что он готов бороться с Россией путем нефтепроводов. Интересно, что даже во времена Ющенко, который был политическим отморозком, и денег на такие проекты не считал, трубу построить не удалось. Ющенко никто не дал деньги просто под политический проект - взять и развернуть трубу. Потому что с экономической точки зрения это бессмысленно, труба будет нерентабельна по сравнению с тем, как она используется сейчас", - заявил эксперт.

По мнению Симонова, под вопросом остается следующий момент: какую нефть собираются качать по нефтепроводу Одесса-Броды: казахскую или венесуэльскую, ведь они совершенно разного качества.

Эксперт считает, что без участия России сейчас идею разворота трубы никто не поддержит. "Но у Лукашенко есть другой вариант: сначала танкер приедет в Одессу, дальше можно везти эту нефть по железной дороге, что сейчас и делается. Формально можно сказать, что из Одессы венесуэльская нефть идет в Белоруссию, но идет она по железной дороге. А разворачивать трубу - это глупость", - подчеркнул Симонов.

"Конечно, часть венесуэльской нефти Лукашенко получит. Если бы Лукашенко платил России пошлину, то поставки из Венесуэлы могли бы быть рентабельными, но есть несколько неизвестных: неизвестна цена, по которой Лукашенко ее берет, неизвестно, берет ли Венесуэла с него какую-то пошлину. Но если предположить, что цена отгрузки будет $50-60 за баррель, и Чавес по доброте своей не накладывает на Лукашенко никаких дополнительных обязательств, то определенный объем нефти можно возить таким маршрутом, такие поставки будут рентабельны. Но речь не идет о развороте трубы ради интересов Лукашенко. Здесь скорее всего речь идет о локальных поставках по железной дороге, просто слово "Одесса" там тоже будет фигурировать", - сказал Симонов.

Относительно нынешнего режима транзита эксперт выразил сомнение в том, что Россия может повлиять на железнодорожные поставки. "Это и не особо нужно, потому что полностью Лукашенко эти объемы не заместит. Что касается разворота Одесса-Броды, то тут не надо вмешиваться и никто трубу разворачивать не будет, эта идея изначально нежизнеспособна" - подытожил Симонов.

Как ранее сообщало ИА REGNUM Новости, Белоруссии и Украине не удалось достичь полного согласия по вопросу транзита нефти через украинскую территорию. По мнению ряда экспертов, это связано с тем, что Россия может воспрепятствовать осущестлению поставок венесуэльской нефти в Белоруссию по нефтепроводу Одесса-Броды, который на данный момент работает в реверсном режиме, и по которому качается российская нефть. В планы белорусской стороны входил импорт 4 млн тонн венесуэльской нефти до конца 2010 года. Сейчас осуществляется железнодорожная поставка нефти из одесского порта на Мозырский НПЗ.

Источник: ИА REGNUM, 12.07.2010


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики