Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Ради "энергетической независимости" Украина рискнет экономикой

Ради "энергетической независимости" Украина рискнет экономикой

Украина анонсировала "отключение" страны от российской и белорусской энергосистем до конца 2023 года. О том, кому "убудет" от данного решения – России и Беларуси, или же самой Украине – читайте в материале Sputnik.

Министры иностранных дел Украины и Литвы – Дмитрий Кулеба и Габриелюс Ландсбергис – в минувший вторник провели совместный брифинг, в ходе которого обсудили планируемую интеграцию Украины в европейскую энергосистему и отключение от российской и белорусской систем.

По словам Кулебы, такой шаг обеспечит Украине энергетическую безопасность и позволит ограничить импорт электроэнергии из России и Беларуси. Однако сегодня энергетическая отрасль страны пребывает в энергетическом кризисе и от коллапса страну спасли именно поставки электроэнергии из России и Беларуси.

По протоптанной дороге

Литовская сторона высказывает обеспокоенность тем, что белорусская электроэнергия, вырабатываемая в том числе на БелАЭС, поставляется на украинский рынок. Как в ходе брифинга заявил Ландсбергис, покупка Украиной энергии у Беларуси может поспособствовать дальнейшему развитию "опасной" атомной электростанции в Островце.

В свою очередь Кулеба пояснил, что украинская энергосеть еще с советских времен является частью единой сети, которая включает в себя Беларусь и Россию – это значит, что недостаток электроэнергии страна может компенсировать лишь за счет перетоков из этих государств.

Однако сейчас Украина по примеру Литвы планирует "отрезать" себя от соседей и интегрироваться в европейскую энергосистему. "Мы планируем сделать это до конца 2023 года", – заявил министр иностранных дел.

После реализации данного плана, по его словам, поступления белорусской энергии на Украину будут физически невозможны.

Заявленные Украиной цели всего проекта – повышение надежности устойчивости украинской энергосистемы, расширение возможностей обмена электроэнергией с западными соседями, усиление конкуренции на внутреннем рынке и создание возможности для работы на энергетическом рынке Европы.

Однако стоит напомнить, что из себя представляет пример Литвы, которому, согласно заявлению Кулебы, собирается последовать Украина. С конца 1983 года в Литве эксплуатировалась Игналинская АЭС (мощность – 2,6 тыс. МВт, – Sputnik), вырабатывавшая до 70% необходимой стране электроэнергии.

Одним из условий вступления балтийской страны в Европейский союз стало требование прекратить эксплуатацию этой станции. В результате в 2004 году был остановлен первый энергоблок станции, в 2009 году – второй. Занимавший на тот момент должность премьер-министра Литвы Андрюс Кубилюс тогда выступил с заявлением, что страна еще несколько лет будет ощущать трудности, связанные с закрытием АЭС, а стоимость электроэнергии возрастет на 30%.

Таким образом, из государства, которое могло себе позволить экспортировать электроэнергию, Литва превратилась в страну, которая может обеспечить лишь четверть от собственной потребности в электричестве.

Сегодня республика импортирует электроэнергию из Швеции по энергомосту NordBalt (номинальная мощность – 700 МВт), который за четыре года работы неоднократно ломался, что провоцировало рост тарифов. Также электричество импортируется из Польши по энергомосту LitPol Link (номинальная мощность – 500 МВт).

Себе во вред

Для достижения "энергетической независимости" от России и Беларуси и подключения украинской энергосистемы к европейской государственная компания "Укрэнерго" летом 2017 года заключила договор с Европейской сетью системных операторов передачи электроэнергии, объединяющей компании из 36 стран (ENTSO-E).

"Мы ожидаем, что уже в середине следующего года ENTSO-E сформулирует свой технический вердикт относительно того, что украинская энергосистема способна присоединиться к европейской без каких-либо негативных последствий для обеих энергосистем", – заявил в феврале в ходе форума Ukraine30 председатель правления "Укрэнерго" Дмитрий Кудрицкий.

В настоящее время, по его словам, планируется график проведения тестов в изолированном режиме, когда Украина будет на короткое время отсоединяться от энергосистем России и Беларуси и одну-две недели работать автономно – без помощи соседей. "Это последний организационный и технический шаг, который будет предшествовать синхронизации", ‒ резюмировал Кудрицкий.

Однако эксперты оценивают планы Украины куда менее оптимистично.

Ведущий аналитик российского Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков считает, что Киеву будет крайне сложно отсоединиться от российской и белорусской энергосистем и интегрироваться в европейскую до конца 2023 года, поскольку времени осталось мало, а никаких реальных действий (таких, как строительство инфраструктуры и перемычек с европейскими странами) не наблюдается.

Сопредседатель украинского Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич соглашается, что реальных шагов в направлении Европы все еще не сделано. "По официальным данным, порядка 400 млн евро должно быть потрачено на технические мероприятия для последующей синхронизации с Европой – нужно почти заново построить энергетическую инфраструктуру страны", – заявил эксперт.

"Чисто технологически перейти в режим изолированной работы к концу 2023 года возможно – это совершенно нерационально с технологической и экономической точек зрения, но возможно, – отмечает старший эксперт российского Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев. – Однако я не уверен, что европейские страны будут готовы к присоединению Украины. Если после присоединения в стране пройдет блэкаут или масштабное отключение электричества, что нередко происходит на постсоветском пространстве, это может серьезно дестабилизировать работу соседних энергосистем – Польши, Венгрии, Румынии, Словакии".

По его словам, Киеву понадобится очень много денег и минимум десятилетие напряженной работы для полной перестройки инфраструктуры, которая сейчас завязана на перетоке с Россией и Беларусью. "Хотя мы не видим сейчас постоянного коммерческого перетока, но важно само существование этих ЛЭП, которые позволяют поддерживать работоспособность системы. Все затраты на перестройку этой системы лягут на конечных потребителей электроэнергии", – считает эксперт.

"Решение абсолютно бессмысленное, – заявил заместитель генерального директора российского Института национальной энергетики Александр Фролов. – Никаких выгод украинские производители и потребители электроэнергии от присоединения к энергосистеме ЕС не получат. Ни в плане надёжности поставок, ни в плане цен. А средства, которые придётся потратить, лучше было бы направить на текущий ремонт хотя бы части действующих электростанций".

Все предложения о переводе энергосистемы на европейские рельсы – это лишь способ отвлечения внимания граждан Украины от двух реально существующих проблем, решать которые никто не собирается, считает Фролов. "Первая – неминуемый рост тарифов. Вторая – безнадёжное устаревание значительной части генерирующих мощностей и плохое состояние сетевой инфраструктуры. С 2020-х годов Украине придётся постепенно выводить из эксплуатации отслужившие своё атомные энергоблоки", – рассказал эксперт.

Другим важным моментом Кондратьев называет проблему Донбасса – если Украина и интегрируется в европейскую систему, то неконтролируемые Киевом территории на востоке страны – нет. "Таким образом, будут функционировать две энергосистемы, что станет разъединяющим фактором", – заключил он.

В свою очередь, Россия и Беларусь никаких серьезных проблем от "отключения" Украины от единой энергосистемы не испытают, сходятся во мнении эксперты. Если говорить об экспорте и импорте, то для России и Беларуси потери будут совершенно несущественными – даже потенциальный объем торговли очень незначительный, он несопоставим по объёмам с внутренним рынком.

"Единственная проблема, которую, очевидно, придётся решать России и Беларуси, связана с зонами свободных перетоков между нашими энергосистемами, – отмечает Фролов. – Но, судя по всему, учитывая колоссальный избыток сетевых мощностей в России, это не вызовет больших сложностей".

"Конечно, потребуется перестройка сети в приграничных регионах, но потенциальные затраты и потери будут в разы меньше украинских. Перестройка инфраструктуры для России и Беларуси будет носить локальный характер и не затронет всю систему", – сказал Кондратьев.

Зима обнажила проблемы

Как ранее сообщал Sputnik, сегодня Украина пребывает в энергетическом кризисе. В стране наблюдается острая нехватка угля на складах тепловых электростанций, проходят внеплановые аварийные ремонты энергоблоков АЭС и ТЭС, а также растет потребление электроэнергии из-за непривычно холодной зимы.

"Нынешняя зима показывает, что в Европе возникают существенные проблемы с энергообеспечением и многие энергосистемы работают с напряжением, лишней электроэнергии для продажи Украине там нет, – отмечает Игорь Юшков. – А если и появляется возможность экспорта, то цены на такую энергию крайне высоки. Поэтому, в случае переориентации Украины на европейскую энергосеть, электричество для украинских потребителей еще больше подорожает".

Для решения вышеперечисленных проблем Украина в этом году сняла запреты на импорт электроэнергии из Беларуси и России. И если сначала Киев импортировал электричество на коммерческих условиях, то уже в феврале Украина запросила у соседей "аварийную помощь" – дополнительные экстренные поставки в связи с критической ситуацией в энергосистеме страны.

Эта зима очень наглядно продемонстрировала те ограничения, которые есть у энергосистемы Украины, считает Кондратьев.

"Когда Киев несколько раз за две недели обращался за помощью к Москве и Минску – это был очень серьезный звоночек для местных энергетиков. Вопрос объединения с Европой для них сегодня должен стоять на втором месте, потому что сейчас собственные потребители не могут получить энергию в достаточном объеме", – рассказал Кондратьев.

"Для того чтобы ликвидировать кризисные ситуации, Украине не нужно интегрироваться в европейскую энергетику, – считает Юшков. – В стране много угольных и газовых электростанций, которые могут производить огромные объемы электроэнергии. Проблема в топливе. Этой зимой Украине не хватило угля, пару лет назад она испытывала проблемы с газом. Если устранить дефицит энергоресурсов, то можно будет полностью обеспечивать себя энергией. Но в любом случае энергосистемы России, Беларуси и Украины сделаны так, чтобы шли перетоки энергии в случае возникновения дефицитов. И разрушать данную систему – значит снижать надежность энергоснабжения потребителей".

Автор: Вадим Павлов

Источник: Sputnik Беларусь, 26.02.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики