Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > ЕС попытался превратить «СП-2» в рычаг давления на Россию и Германию

ЕС попытался превратить «СП-2» в рычаг давления на Россию и Германию

Условия главы Мюнхенской конференции по безопасности для завершения строительства «Северного потока – 2» не соответствуют действительности в энергетической сфере, рассказал ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.

Определены три условия, которые необходимо выполнить участникам проекта, для завершения строительства «Северного потока – 2». Важный шаг должна сделать Германия, которая, по мнению главы Мюнхенской конференции по безопасности Вольфганга Ишингера, страдает в первую очередь из-за усиления давления Соединенных Штатов Америки и Европейского союза. 

Нежелательный для участников проекта сценарий, уверен Ишингер, приведет к судебному процессу, способному нанести многомиллиардный ущерб российской компании «Газпром», а также может оставить газопровод на дне Балтийского моря незавершенным на неопределенный срок.

Предотвращению остановки проекта, считает глава Мюнхенской конференции по безопасности, будут способствовать решения Европейского союза и поведение Российской Федерации.

ЕС уходит от «Северного потока – 2» 

Условия Ишингера, считает эксперт Станислав Митрахович, выглядят очень абстрактными, тем более выдвинуты они человеком из политической, а не отраслевой среды, из-за чего возникают сомнения в реализации таких установок на данном уровне. Предполагается, что для начала Германия должна внедрить механизм экстренной остановки работы «Северного потока – 2» и обеспечить Евросоюзу допуск к нему.

«Появлению подобного механизма должна предшествовать какая-то большая новация. Такую идею даже не с чем сравнить, потому что ни один из существующих газопроводов в мире не останавливали по какому-то политико-правовому механизму. История отношений между европейской и советской сторонами в период холодной войны показывает обратное: перед Пражской весной начались поставки газа и не остановились, несмотря на все политические разногласия.

Но давайте представим. Создан механизм. Европейский парламент проголосовал за остановку газа. Возникает порос, что делать с инвесторами, вложившимися в инфраструктуру на территории Германии, Чехии, с компаниями, которые планировали использовать ресурс. Тогда это должен быть механизм, закрывающий «Северный поток – 2» и одновременно выплачивающий всем компенсации», - раскритиковал первое условие Ишингера Станислав Митрахович.

«СП-2» переделывают в политический инструмент

В качестве второго условия для немецкой стороны глава Мюнхенской конференции по безопасности посоветовал предложить Соединенным Штатам Америки, Российской Федерации, а также Брюсселю подписать Евроатлантический энергетический договор. При этом документ должен не только обеспечить быстрый переход к возобновляемым источникам энергии, но и укрепить целостность европейского газового рынка и усилить поддержку Украины. 

«США и Европа уже состоят в Парижском соглашении, поэтому непонятно, зачем нужен еще один договор. Тем более он сможет обеспечить взаимную торговлю только на базе «зеленых» сертификатов, что повлияет лишь на то, как Россия будет торговать с Европой и какие возникнут дополнительные налоги, но не на «Северный поток – 2» в текущих условиях», - подчеркнул эксперт Митрахович.

Пока в ФРГ решают насущную дилемму, издание The National Interest нагнетает обстановку публикациями о том, что «Северный поток – 2» якобы нанесет долговременный ущерб отношениям США и Европы. Так как «российская сторона», пишут американские журналисты, «воспринимает свои энергоресурсы как политическое оружие, некоторые европейские страны, сотрудничающие с Москвой, вынуждены отказываться от собственных амбиций и стремлений присоединиться к западным союзам».

Проект «Северный поток – 2» предполагает прокладку двух нитей газопровода от российского побережья по дну Балтийского моря до Германии с ежегодной мощностью 55 миллиардов кубометров.

Бизнес и ФРГ определят дальнейшие шаги

Третье условие, прозвучавшее в Германии, подразумевает начало работы трубопровода с учетом того, что российская сторона выполнит некоторые политические условия. В качестве примера глава Мюнхенской конференции по безопасности Вольфганг Ишингер привел украинский вопрос и дело Навального.

Перечисленные условия, заявил Ишингер, Берлин должен выполнять, координируя свои шаги с Соединенными Штатами, Европейской комиссией и восточноевропейскими партнерами ради главной цели: утвердить новый трансатлантический договор и превратить груз на шее Германии в стратегический козырь.

Станислав Митрахович, оценивая последнее условие, предположил, что с таким же успехом Евросоюз мог бы предложить Российской Федерации «обменять» Крым, Кубань, газопровод «Ямал» или еще что-то на запуск «Северного потока – 2». Все предложенные Германии условия, по мнению эксперта, оторваны от реалий газового или общего отраслевого бизнеса и максимально приближены к политике, из-за чего их можно расценивать как попытки заставить участников проекта отказаться от инвестиций. 

Бизнес-сообщество и некоторые страны Евросоюза, прогнозирует Митрахович, однозначно выступят против инициативы главы Мюнхенской конференции по безопасности Вольфганга Ишингера. Но реализовать план трех шагов помешает скорее не это, а их нецелесообразность.

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 28.02.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики