|
||||||||||
![]() |
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > ФАС ужесточает меры противодействия картельным образованиям ФАС ужесточает меры противодействия картельным образованиямПротивостояние ФАС и нефтяных компаний набирает обороты. Ведомство Игоря Артемьева масштабно наращивает давление на лидеров российского нефтяного рынка. После того как службе удалось создать на рынке прецедент – взыскать оборотный штраф с ТНК-ВР в размере 1,1 млрд. рублей (ТНК-ВР заплатила этот штраф, даже не дожидаясь полного текста постановления суда), казалось, что ВИНК пойдут на снижение цен на топливо до адекватных уровней. ФАС, со своей стороны, заявила, что возможны послабления и что по отношению к нефтекомпаниям, с которыми будут заключены мировые соглашения, санкции будут ослаблены. Первой откликнулась «Роснефть». Но дальше слов дело не пошло. Цены на заправках продолжают зашкаливать, литр популярного 92-го бензина стоит уже дороже 23 рублей, в то время как ФАС рекомендует уровень в 18 рублей за литр. Это вдохновляет антимонопольщиков на новые подвиги. Так, 25 июня руководитель ФАС Игорь Артемьев заявил журналистам, что по итогам профильных ведомственных совещаний пришел к решению не заключать мировых соглашений с нефтяниками, обвиненными в ценовых сговорах, уточнив, что «если только не будет специального поручения председателя правительства Владимира Путина». Кроме того, 28 июня Высший арбитражный суд (ВАС) обнародовал постановление, в котором поддержал антимонопольщиков по всем пунктам обвинения, предъявленного ТНК-ВР. Решение чиновники смогут использовать против любых компаний, обвиненных в коллективном доминировании. Продолжил атаку замглавы ФАС Анатолий Голомолзин. Он сообщил, что ведомство уже ведет реестр должностных лиц крупных АО, уличенных в нарушении антимонопольного законодательства. Повторное нарушение антимонопольных норм дает шанс попасть под уголовное преследование, «речь идет о посадках», подытожил чиновник. Сам реестр находится в стадии формирования: для внесения нарушителей в реестр сумма ущерба должна превышать 1 млн. рублей или незаконный доход должен превышать 5 млн. рублей. Из деловых СМИ стало также известно, что к «делу» подключилось Минэнерго: ведомство предлагает наделить правительство правом госрегулирования цен на нефтепродукты в случае их резкого роста. Эти положения содержатся в законопроекте «О добыче, переработке и транспортировке по магистральным трубопроводам нефти и продуктов ее переработки» (Закон «О нефти»), который Минэнерго намерено внести в правительство в сентябре 2010 года. Как может быть реализовано такое госрегулирование, в самом Минэнерго не прояснили. Основанием для столь жестких действий надзорных органов послужило обновленное законодательство – поправки в Уголовный кодекс (УК), ужесточающие наказание за ограничение конкуренции. Они были приняты в 2009 году в составе «второго антимонопольного пакета» ФАС. В ФАС надеются, что столь жесткие меры стимулируют ВИНК пойти на компромисс и «привести в порядок» цены на АЗС страны. Однако пока не будет построена система независимых НПЗ в стране и организована полноценная биржевая торговля нефтепродуктами, картельные образования будут продолжать широко присутствовать и паразитировать на рынке. Вопрос также в том, какую позицию в этом споре займет Путин, к позиции которого откровенно апеллирует ФАС. Это является наглядным свидетельством системы принятия решений в российском нефтегазе: слово главы правительства перевешивает все законы и нормативные процедуры. Но Путин всегда придерживался простой схемы: в обмен на высокие налоги с экспорта нефтяным компаниям позволялось зарабатывать на внутреннем рынке, где закрывались глаза на монопольную ситуацию. Теперь наблюдается некоторое ослабление фискального режима – возможно, в качестве компенсации нефтяникам придется платить большие штрафы за сохранение монополии на внутреннем рынке бензина. Потому что разрушить ее невозможно. Так что главная задача ФАС – не бороться с монополиями, а «снять» с них побольше денег. Автор: Александр Пасечник, руководитель аналитического управления ФНЭБ Опубликовано: Энергетика, № 13 (49), июль 2010 |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления«Газпром» и Европа в поисках новой модели работыГосударственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 годаСеверный логистический маршрут: ждать ли прорыва?Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и ТурцииВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
||||||||
![]() |
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |
|