Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Северный поток – 2»: ямальский газ для Европы и американские санкции

«Северный поток – 2»: ямальский газ для Европы и американские санкции

Положить конец проекту «Северный поток – 2» у Америки, скорее всего, не получится, и её нынешние действия больше похожи на попытки как-то выйти из этой ситуации, сохранив лицо. 1 марта в клубе «Валдай» эксперты обсудили риски и перспективы газопроводных проектов России и ЕС.

Проект «Северный поток – 2» и попытки Америки его остановить находятся сейчас в фокусе внимания, отметил модератор дискуссии, программный директор клуба «Валдай» Иван Тимофеев. По его словам, Евросоюз, а также непосредственно Германия, пытались противодействовать американским санкциям, но этому мешало отсутствие реальных рычагов. Однако при администрации Байдена, судя по всему, позиция Брюсселя и Берлина была услышана и стало заметно некоторое ослабление американских атак на проект.

Тило Виланд, член правления Wintershall Dea GmbH, ответственный за Россию, Латинскую Америку и газотранспортные проекты, подчеркнул, что «Северный поток – 2» необходим для Европы. Он укрепит устойчивость инфраструктуры и обеспечит стабильные цены, что важно как с точки зрения конкурентоспособности, так и с точки зрения энергетической безопасности, особенно на фоне снижения европейской добычи газа. Вдобавок в европейском энергетическом секторе сейчас идут перемены, связанные с зелёным курсом, и российский газ играет важную роль в процессе декарбонизации, замещая уголь.

Алексей Гривач, заместитель генерального директора по газовым проектам Фонда национальной энергетической безопасности, провёл аналогию с санкциями, вводившимися по инициативе администрации Рейгана против газопровода Уренгой –Помары – Ужгород, указав на то, что в обоих случаях эти санкции выглядели в первую очередь как способ препятствовать экономическому развитию Европы. При этом, как и в 1980-х годах, положить конец проекту у Америки, скорее всего, не получится, и её нынешние действия больше похожи на попытки как-то выйти из этой ситуации, сохранив лицо, добавил он.

Виталий Ермаков, старший научный сотрудник Оксфордского института энергетических исследований, указал, что в ходе дискуссии о «Северном потоке – 2» обычно обсуждается только верхушка айсберга, а основная часть проблемы связана с перемещением центра добычи газа на Ямал и снижением добычи на старых месторождениях, газ с которых шёл в центральный коридор российской газотранспортной системы, а затем через Украину в Европу. Между тем кратчайший маршрут для транспортировки ямальского газа лежит севернее, а перенаправлять его через центральный транспортный коридор экономически невыгодно. Это означает, что проект «Северный поток – 2» не носит преимущественно политического характера, а обусловлен фундаментальными тенденциями в российской добыче и транспортировке газа.

Источник: Валдай, 01.03.2021

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики