Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Северный поток-2»: 148 недостроенных километров и геополитические риски партнеров

«Северный поток-2»: 148 недостроенных километров и геополитические риски партнеров

До завершения строительства газопровода «Северный поток-2» осталось совсем немного. По данным «Газпрома», проект готов на 95%. Несмотря на отказ подрядчиков и финансистов продолжить участие в строительстве, российский газовый гигант сможет довести проект до эксплуатации самостоятельно, но это не самая большая проблема

Главная сложность российско-германского газопровода – беспрецедентное давление, которое оказывает США на Россию, Германию и все компании, занятые в проекте. Недавно эту тему высказался влиятельный немецкий политик, глава Мюнхенской конференции по безопасности Вольфганг Ишингер в своей статье для «Шпигеля». Сейчас, с внешнеполитической точки зрения, не играет никакой роли, частный ли это проект или нет. Для Германии «Норд Стрим-2» стал значимым политико-стратегическим вопросом, который угрожает выстроенному десятилетиями доверию к Германии, европейскому единству и трансатлантическому альянсу. Даже если Берлин справится с критикой внутри Евросоюза, очевидно, что Белый Дом не захочет создать впечатление, что новая администрация следует боле мягкому курсу в отношении Москвы всего лишь спустя несколько недель после инаугурации Джо Байдена. Даже если бы он и захотел, Байден не может игнорировать сильный консенсус против «Северного потока-2» в американском Конгрессе. Для Германии это означает, что если немецкие власти продолжат оказывать поддержку строительству газопровода, то новый «медовый месяц» с американцами может быстро закончиться, едва начавшись после ухода Трампа.

Но и остановить проект решением немецкого правительства было бы такой же плохой идеей. Кроме возможных судебных разбирательств и выплат ущерба, на дне Балтики останутся миллиардные руины. Вторая проблема – это снабжение газом Европы. Россия оставалась надежным поставщиком энергии для Германии, который никогда не использовал поставки топлива в политических целях. Если немецкое правительство остановит проект, ничто не помешает России ответить соответствующим образом. Поэтому другой альтернативы, кроме как достроить трубу, у немцев нет. Но есть вариант поставить эксплуатацию газопровода в зависимость от политико-экономических условий, говорит политик. Именно поэтому Ишингер предлагает ввести механизм «аварийной остановки» подачи газа, если Россия не сдержит обязательства и перестанет использовать газотранспортную систему Украины. Этот механизм позволит повысить доверие Киева, Варшавы, Брюсселя и Вашингтона к проекту.

Второй мерой могло быть создание «Евро-атлантического энергетического соглашения». Его участниками могли бы стать ЕС, восточно-европейские страны и США.

И третьей мерой может стать перенос ответственности за эксплуатацию газопровода на российскую сторону. Ввиду значительного ухудшения ситуации из-за хакерских атак России на западных партнеров, отравления Алексея Навального, заказных убийств на территории европейских стран, Россия сама должна создавать предпосылки для улучшения отношений. И в любом случае Берлин по всем возникающим вопросам обязан консультироваться с Евросоюзом, такими партнерами, как Украина, и с Вашингтоном.

Это не официальное предложение Евросоюза, говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков, а некое предложение экспертных кругов. Это не требование Евросоюза и регулирующих органов, и поэтому оно не обязательно для исполнения. Но если оно будет принято, то любой из этих пунктов Россия будет рассматривать как санкции. Газпром исходит из того, что в Европе действует законодательство, в рамках которого реализуется проект «Северный поток-2». Там прописано, что Газпром обязуется строить газопровод, что он и делает.

- Если законодательство будет изменено исключительно для Северного потока-2, то по факту это будут санкции, и российская сторона будет отвечать, как она заявила в 2014 году, практически всегда должны быть ответные санкции, и явно, что Евросоюзу не выгоден обмен ударами санкционными, и они этого делать не хотят. Я думаю, что любое из этих предложений будет воспринято негативно как с российской, так и на самом деле со стороны Брюсселя, - говорит Игорь Юшков.

Кроме того, один из пунктов этих предложений, с российской точки зрения, уже выполнен. Противодействие американцев началось не вчера. Еще в 2019 году говорилось, что «Северный поток-2» строится для того, чтобы лишить Украину транзитных денег за прокачку газа, и велика вероятность экономического коллапса в стране. Тогда были достигнуты негласные договоренности. Россия и Украина подписали 5-летний контракт, гарантирующий Украине доход от транзита. Независимо от того, по какому маршруту пойдет газ в Европу, Украина получит причитающиеся ей 2 миллиарда долларов в год.

- Требования синхронизировать работу Северного потока 2 и украинской ГТС абсурдно, потому что все понимают, что Россия не заключает нового контракта а поставку газа в Европу. Это тот же газ, просто меняется маршрут доставки. Европейцы не заключают новые контракты, поэтому не возрастает зависимость Европы от поставок через Северный поток 2, потому что она и так покупает эти объемы, просто они идут по другому маршруту, – поясняет Игорь Юшков.

Российская сторона уверена, что американцы блокируют строительство «Норд Стрима-2», чтобы самим увеличить свою долю на рынке энергоносителей в Европе. Немцы не хотят платить больше, потому что стоимость энергоносителей закладывается в стоимость всех производимых товаров, а это снижает их конкурентоспособность. Предыдущий американский президент Трамп открыто давил на федеральное правительство Германии, упрекая Меркель в том, что немцы покупают дешевый газ у врагов, а сами недостаточно инвестируют в оборону. Заставляя их, американцев, содержать свои базы в Европе и брать часть затрат на себя. Байден не будет так открыто и оскорбительно отчитывать немецкого канцлера перед камерами:

- Байден – классический политик. Он предсказуем, он никогда не будет такие вещи говорить при камерах, в открытой части. Он будет говорить, что мы сотрудничество будет выстраивать, мы будем учитывать ваши интересы, хотя в реальности он будет давить и говорить о том, что вы должны развивать экономические контакты с нами и продвигать покупку американского СПГ. Я думаю, что в этом плане общая политика США никуда не денется, но это будет более приемлема для европейцев.

Самый большой вопрос заключается в том, будет ли этот газопровод достроен и будет ли он работать.

Деньги в достройку трубы вряд ли станут проблемой. Несмотря на то, что и немецкая Wintershall Dea, и австрийская OMV, и голландская Shell заявили о прекращении финансирования, большую часть суммы из своих обязательств они уже вложили. Игорь Хмелев, доцент кафедры международного бизнеса и таможенного дела РЭУ им. Г.В.Плеханова, указывает, что оператор газопровода и 100%ая «дочка» «Газпрома» Норд Стрим-2 АГ уведомил партнеров, что на счетах компании достаточно денег, чтобы завершить проект:

- Есть ли основания не доверять данной информации? Вряд ли. Если бы проект был готов на 5%, опасения по поводу реализации были бы вполне обоснованы. Но поиск возможности финансирования 5% от необходимой суммы для такого гиганта, как Газпром, не представляется неразрешимой задачей.

У Газпрома есть проблемы со страховщиками, которые в массовом порядке отказываются участвовать в этом проекте из-за санкций США. Это означает, что Газпрому в случае заморозки или остановки проекта самому придется покрывать убытки. Если говорить о морской части проекта, то инвестиции Газпрома составили 5 миллиардов евро. Кроме того, Газпром потратился на расширение транспортной системы от Ямала до Усть-Луги. Эксперты не знают точно, сколько было потрачено, но эти расходы исчисляются миллиардами долларов. Если трубопровод не запустится, морскую часть проекта, или 5 миллиардов евро, придется списать. В наземной части деньги не пропадут, поскольку концерн строит в Усть-Луге СПГ-завод и газохимический кластер. Потраченные миллиарды могут быть зачтены как затраты на расширение системы.

Договоров Газпома с подрядчиками и партнерами не знает никто, кроме их самих. Газета Ру цитирует министра охраны окружающей среды Свенью Шульце, которая предупредила, что Германии может быть, придется платить по искам о возмещении ущерба, если строительство «Северного потока-2» будет остановлено.

Игорь Юшков не согласен с этой точкой зрения:

- Скорее всего, никаких штрафов Германию не ожидают, потому что Газпром не осмелится подавать в суд. Здесь могут быть два сценария, почему он может быть не достроен или не введен в эксплуатацию. Первое: если ЕС введет официальные санкции, запретив достройку, и тогда уж все разрешения на строительство будут аннулированы. И тогда не подашь в европейские суды иски, потому что ответчик может сказать – а у нас такой закон, если закон о санкциях будет принят. Наоборот, они выполнят закон, и ничего нарушено не будет.

Второй сценарий остановки – это если Газпром не сможет найти компанию, которая сертифицирует газопровод. Тогда он не получит разрешение на ввод в эксплуатацию. Тогда немецкая сторона может сказать: извините, вы должны предоставить перечень документов, а вы их не предоставили.

Российская сторона надеется, что экономические интересы Германии возьмут верх, особенно в условиях, когда до завершения строительства осталось не больше полгода. Немецкий эксперт по России Александр Рар в интервью журналу "Эксперт" сказал, что он уверен а необходимости газовой трубы не только для Газпрома, но и для Германии. Он указывает на еще одну политическую угрозу:

- Я думаю, что этот трубопроводный проект, во всяком случае, нужно успеть достроить до выборов в Бундестаг в сентябре 2021 года. Потому что потом может измениться немецкое правительство, и те силы, которые могут прийти к власти — например, «Партия зелёных» – могут остановить этот проект. Риск такой есть. А других рисков я не вижу. Поэтому времени до окончательной достройки этого проекта вполне достаточно.

КСТАТИ

В Балтийском море установилась благоприятная погода, и трубоукладочная баржа «Фортуна» вышла на укладку почти одного километра «Северного потока — 2» в сутки. По данным навигационного портала Marinetraffic, трубоукладочная баржа «Фортуна» резко набрала скорость укладки после того, как в южной части Балтийского моря установилась благоприятная погода. Вторые сутки судно строит по 925 метров — одна морская миля за два дня.

Сейчас баржу обслуживают четыре судна снабжения. Одно из них, «Мурман», осуществляет подводный мониторинг укладки газопровода. К месту работ из порта Мукран, который является базой проекта в Германии, также следует «Балтийский исследователь». Часть судов снабжения занимается подвозом труб.

Всего трубоукладочная баржа достроила 9 километров своей нитки «Северного потока — 2». Еще ей предстоит уложить 40 километров в датских водах и 13,9 километра в немецких.

Нитку газопровода с самых протяженным недостроенным участком в 80 километров будет, очевидно, достраивать трубоукладчик «Академик Черский». Он находится в порту Висмар и сообщил сегодня по АИС, что к 5 марта планирует выйти на морские работы.

Авторы: Елена Иванова, Наталья Сейбиль

Источник: Новые Известия, 02.03.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики