Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > На Украине паника: потери от введения "Северного потока — 2" оценили в 3 млрд долларов

На Украине паника: потери от введения "Северного потока — 2" оценили в 3 млрд долларов

Запуск газопровода "Северный поток — 2" через Балтику может обернуться для Украины потерей 3 млрд долларов, считает экс-министр экономики страны Владимир Лановой. В том, что украинцы станут еще беднее, можно не сомневаться, подчеркнул в комментарии NN эксперт Финансового университета при Правительстве России Игорь Юшков, так как все дополнительные расходы по реальному транзиту из ЕС лягут на их плечи.

Потери Украины от ввода "Северного потока — 2", пояснил эксперт, можно разделить на две части. Первая — это деньги, которые Киев получает за транзит газа в Европу, и если раньше эта сумма действительно составляла около 3 млрд долларов, то теперь не будет превышает 2 млрд.

 

"До конца 2019 года через Украину прокачивались довольно большие объемы газа в ЕС – около 90 млрд кубов в год. В прошлом году ситуация изменилась, но деньги Киев получал примерно те же, поскольку при сокращении объемов прокачки, значительно вырос тариф на транзит. В 2021 году эта сумма снизится, думаю, до 2 млрд долларов, и такое положение дел сохранится в ближайшие четыре года, так как объем прокачки снижен с 65 млрд кубов в 2020 году до 40 млрд вплоть до 2024 года по контракту "качай или плати". Так что еще четыре года украинцы не лишатся полностью транзитных денег", — пояснил Юшков.

 

Правда, сложно сказать, сколько этих денег реально доходит до украинского бюджета, добавил эксперт. Если раньше все эти средства получала госкомпания "Нафтогаз", то с появлением оператора газотранспортной системы они распределяются по весьма мутной схеме.

Вторая часть потерь, которые грозят Украине с запуском "Северного потока — 2", связана с прекращением транзита газа через ее территорию. В таком случае Киеву придется менять условия закупки импортного газа.

Сейчас Украина покупает российский газ не у "Газпрома", а у европейских партнеров в результате так называемого виртуального реверса. Поставки из ЕС осуществляются лишь только на бумаге, а физически газ идет из РФ. Но если транзит в ЕС по украинской территории прекратиться, то тогда действительно придется переходить либо на закупку газа из ЕС, либо на прямые поставки из России.

 

"Если действительно качать реверс, то себестоимость газа вырастет. Таким образом либо украинские компании станут менее доходными, а сейчас они хорошо зарабатывают на простых украинцах, установив для внутреннего рынка импортную цену, либо газ подорожает. Думаю, что все свои затраты они взвалят на плечи конечного потребителя, таким образом и для бизнеса, и для населения газ подорожает, а за ним следом — тепло, электричество, товары и услуги", — подчеркнул Юшков.

Источник: Nation News, 03.03.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики