Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > После запуска "Северного потока–2" у Украины будет "пространство для маневра"

После запуска "Северного потока–2" у Украины будет "пространство для маневра"

Украина как государство не перестанет существовать, если потеряет деньги за транзит российского газа, однако на стране это ощутимо скажется, убежден ведущий аналитик ФНЭБ Игорь Юшков.

Экс-министр экономики Украины, президент Центра рыночных реформ Владимир Лановой подсчитал, что после запуска газопровода "Северный поток–2" Киев может потерять 3 млрд долларов, но не будет для страны критично.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков в беседе с Baltnews рассказал, действительно ли для Украины это будет не очень большой потерей.

"Он, скорее, упрощают всю эту ситуацию, потому что 3 млрд долларов – это цифра, которая все время фигурирует как плата "Газпрома" за транзит. Действительно, до недавнего времени она примерно такая и была. В контракте, который закончился в конце 2019 года, были довольно большие объемы – "Газпром" качал примерно по 80–90 млрд кубов газа в год транзитом. Соответственно, выходило примерно около 3 млрд долларов. Цифра все время варьировалась, потому что она была привязана к стоимости газа", – отметил он.

Однако сейчас между Россией и Украиной действует новый контракт на транзит газа, и по нему в прошлом году Украина получила уже меньше – около 2,5 млрд.

"Там довольно-таки высокий тариф, но объем снижен. Однако в контракте есть так называемое условие "качай или плати". Даже если "Газпром" сейчас достроит "Северный поток–2", запустит его на полную мощность и вообще ничего не будет качать через Украину, Киев все равно будет получать деньги", – пояснил Юшков, добавив, что в прошлом году объем "качай или плати" составил 65 млрд кубов.

"В этом году и еще в следующие три года вплоть до конца 2024 это условие "качай или плати" на 40 млрд кубов, то есть примерно меньше чуть меньше 2 млрд долларов, Украина будет получать за транзит российского газа", – считает эксперт.

По его словам, даже если транзита физически не будет и "Газпром" перекинет его на "Северный поток–2", у Украины будет некий переходный период.

"Другой вопрос, конечно, в том, что Украина как государство не все эти деньги получает. Дело в том, что "Газпром" платит оператору газотранспортной системы, тот берет все свои издержки, которые он имеет, чтобы прокачивать газ. А потом он оставшиеся деньги передает "Нафтогазу" Украины, который вообще непонятно как там прилеплен. То есть он ничего не делает, но деньги получает", – подчеркнул Юшков.

Затем "Нафтогаз" уже в качестве дивидендов перечисляет часть своих средств государству, которое является собственником этой компании, но не всю сумму.

Напомним, Россия и Украина в конце декабря 2019 года подписали пакет соглашений о продолжении транзита газа через Украину, в том числе транзитный контракт на пять лет, согласно которому "Газпром" гарантирует прокачку 65 млрд кубометров газа в первый год и по 40 млрд в последующие четыре. Эти договоренности обеспечили продолжение транзита с 1 января после истечения предыдущего контракта.

Одним из ключевых условий продолжения этого транзита был переход Украины на европейские правила управления газотранспортной системой – для этого была создана отдельная компания-оператор. Ее отделение (анбандлинг) от "Нафтогаза" завершилось 1 января 2020 года.

Украинская сторона опасается потери транзита российского газа, так как в настоящий момент из России в Германию строится газопровод "Северный поток–2", который обеспечит прямые поставки голубого топлива в Европу.

Источник: Baltnews.ee, 03.03.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики