Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Минприроды предложило вводить ограничения по дивидендам за ущерб экологии

Минприроды предложило вводить ограничения по дивидендам за ущерб экологии

Государство пытается предотвратить экологические катастрофы как в Усолье-Сибирском, говорят эксперты

Минприроды России внесло в правительство законопроект о запрете промышленным компаниям, владеющим опасными производственными объектами, выплачивать дивиденды до полного возмещения исчисленного и предъявленного ущерба окружающей среде, сообщила пресс-служба министерства. «Ведомости» ознакомились с текстом документа. Он предполагает внесение поправок в закон «Об акционерных обществах» с запретом не только принимать решение о выплате, но и перечислять уже объявленные дивиденды до момента возмещения ущерба.

Ключевое нововведение законопроекта – требование о получении заключения об оценке вреда окружающей среде. Заключение станет обязательным при исключении опасных производственных объектов из государственного реестра, а также при их отчуждении, преобразовании или банкротстве.

Компании должны будут подтверждать финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации вреда окружающей среде с использованием нескольких финансовых инструментов (банковской или независимой гарантии, договора страхования, резервного фонда). При этом платежи за негативное воздействие на окружающую среду будут аккумулироваться и распределяться на выявление и ликвидацию объектов накопленного вреда окружающей среде.

Документ также вносит изменения в федеральные законы «О промышленной безопасности», «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе», «О государственной регистрации недвижимости», «Об акционерных обществах» и «О несостоятельности (банкротстве)».

Минприроды пояснило, что законопроект подготовлен по поручениям президента РФ Владимира Путина и вице-премьера РФ Виктории Абрамченко. Ранее Абрамченко в ходе совещания с Путиным говорила, что правительство подготовило концепцию изменений действующего законодательства, которая направлена на предупреждение и ликвидацию накопленного экологического вреда.

Глава Минприроды Александр Козлов отметил, что сейчас бывают ситуации, когда опасный промышленный объект является банкротом и не стоит практически ничего, а его рекультивация стоит дорого. «Ликвидация таких объектов осуществляется за счет государства, но таких ситуаций возникать не должно. Поэтому разработан данный законопроект», — сказал министр, слова которого приводятся в сообщении ведомства.

Законопроект является отголоском разлива топлива в Норильске: если бы не это событие, документа бы вообще не было, полагает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Именно «Норникель», если закон будет принят, первым попадет под его действие. При этом эксперт уточнил, что принципиальное значение будет иметь конечная формулировка: дивиденды будут запрещено выплачивать компаниям, которым будет назначен штраф, или тем, которые не успеют его погасить в отведенное законом время.

Юшков добавил, что законопроект станет мерой для предотвращения экологических катастроф, схожих с ситуацией вокруг «Усольехимпрома». В 2018 году в городе Усолье-Сибирское в Иркутской области был введен режим ЧС, потому что территория завода «Усольехимпром» была загрязнена химически опасными веществами. При этом «Усольехимпром» был признан банкротом в 2017 г.

Крупные компании нефтегазового сектора, в которых государство имеет существенную долю, под действие законопроекта не попадут, полагает замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов.

По словам эксперта, государство не заинтересовано в том, чтобы российские мейджоры, доходы которых идут на наполнение бюджета, не выплачивали дивиденды. «Можно практически с уверенностью сказать, что “Газпром” и “Роснефть” под эту норму не попадут точно», — уточнил Фролов. Тем не менее, добавил эксперт, подобная мера может стать дополнительным стимулом для предприятий серьезнее относиться к вопросам экологии.

Авторы: Анна Подлинова, Матвей Катков

Источник: Ведомости, 03.03.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики