Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Аналитик Юшков: потери из-за запуска "СП-2" Киев возместит из карманов украинцев

Аналитик Юшков: потери из-за запуска "СП-2" Киев возместит из карманов украинцев

Киев не сразу после запуска "Северного потока — 2" потеряет деньги за транзит российского газа, потому что "Газпром" продолжит платить украинским компаниям, даже если не будет перекачки до окончания контракта, сообщил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

После запуска российского газопровода "Северный поток — 2" Украина может потерять три миллиарда долларов, однако этот ущерб не будет катастрофой для государства, заявил экс-министр экономики Украины Владимир Лановой.

При этом он подчеркнул, что украинцы станут беднее по причине того, что правительство повышает тарифы на тепло, электроэнергию, газ и другие энергетические ресурсы.

На самом деле Украина за перекачку газа получает меньше трех млрд, так как сейчас действует другой контракт. Такая сумма была раньше, когда тариф за транзит был меньше, а объем больше — 90 млрд кубов, сообщил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков в интервью "ПолитЭксперту".

"С 2020 года действует новый пятилетний контракт. В 2020 году "Газпром" должен был прокачать или оплатить 65 млрд кубов. Здесь такой момент, что этот новый пятилетний контракт подразумевает жесткое условие "качай или плати". Поэтому когда будет достроен "СП-2", Украина свои деньги не потеряет. Так как если "Газпром" вообще не будет качать газ через Украину, то все равно должен будет платить", — констатировал он. 

Так, в прошлом году объем транзита составил 54 млрд кубов, в этом и последующие ожидается от 4  до 40 млрд кубов, добавил аналитик.

Он отметил, что действительно неясно, куда уходят деньги, полученные Украиной от перекачки газа. По новому контракту основным контрагентом "Газпрома" является новая компания "Оператор газотранспортной системы Украины", однако и "Нафтогаз" остается причастным к процессу. 

""Газпром" отдает деньги за транзит "Оператору ГТС Украины", который берет часть средств, затраченных на прокачку, обеспечение энергии и т. д., а оставшиеся деньги передает "Нафтогазу". Тот свое отщипывает и только часть возвращает государству как дивиденды. Поэтому бюджет Украины получает не три и даже не два млрд долларов, а намного меньше", — пояснил Юшков.

Именно поэтому запуск "Северного потока — 2" не разрушит экономику Украины, но станет неприятной потерей для страны. Однако ближайшее четыре года Киев может не думать об этом, убежден аналитик.

По его мнению, украинские граждане понесут потери, поскольку будущие затраты из-за "СП-2" страна переложит на конечного потребителя. После того, как Украина лишится транзита газа из России, ей придется придумывать новые схемы приобретения этого ресурса. Например, либо вернуться к прямым закупкам у "Газпрома", что неприемлемо для нее, либо качать его прямо из Европы, что приведет к большим затратам, считает Юшков.

"И в этом плане украинским газовым компаниям очень выгодно работать. Потому что они всегда повышают тарифы, говорят, что в Европе газ подорожал. Но когда в Европе газ дешевеет, они тарифы не снижают. А также надо помнить, что Украина из потребляемого газа 2/3 добывает сама на своей территории, и он гораздо дешевле, чем импортный. Но они весь газ продают, как будто он закупается в Европе", — заключил собеседник ПЭ.

Ранее стало известно, что высказывания президентов Польши и Украины Анджея Дуды и Владимира Зеленского по поводу "Северного потока — 2" не нашли поддержки у стран Прибалтики. По причине того, что они не имеют никаких прямых выгод от саботирования российского проекта.

Автор: Яна Конькова

Источник: Politexpert.net, 04.03.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики