Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > И. Юшков: Энергетическая независимость Евросоюза невозможна в ближайшем будущем

И. Юшков: Энергетическая независимость Евросоюза невозможна в ближайшем будущем

Евросоюз пытается снизить свою зависимость от российских поставок газа уже довольно давно. Не все его попытки удачны. Около 440 миллионов евро были потрачены на семь проектов, которые либо уже потерпели неудачу, либо потенциально провальные.

Об этом сообщает Прайм.

В современном мире энергетическая независимость – сильный геополитический козырь. «Журналистская правда» поговорила с экспертом по энергетике Игорем Юшковым о том, какие возможности есть у ЕС для обеспечения собственной независимости в этой сфере.

«Выбор не велик. Либо вы развиваете что-то, что не требует запасов углеводородов, либо вы выстраиваете систему импорта углеводородов. Соответственно, выбираете традиционную энергетику, но закупаете у кого-то еще. Если вы идёте по пути традиционной энергетики и просто налаживаете систему импорта, то в идеале вы пытаетесь выстроить диверсифицированную модель. То есть диверсифицировать источники поставок. При газовой генерации и энергетике, вы покупаете у соседей трубопроводный газ, а если есть выход к морю, строите СПГ терминал. Тогда можно у множества поставщиков закупать газ.

Но тут есть проблема. У СПГ цены не стабильные. В Европе, например, многие страны обожглись на СПГ, когда они строили его исключительно для диверсификации. Например, Польша и Литва. У них есть поставки трубопроводного газа из России, но большую часть существования их приемных СПГ-терминалов, они покупают его дороже, чем российский трубопроводный газ. На спотовом рынке краткосрочных контрактов можно подгадать момент и взять дешево, но, если вы подписываете долгосрочный контракт, могут быть иные условия. Здесь пример Польши и Литвы показывает, что СПГ для них дороже, чем российские трубопроводные поставки. Они оправдываются тем, что у них зато есть выбор, у них безопасная система. Но ведь есть вариант и у одного поставщика покупать всегда газ и при этом не страдать от перебоев, от политизации. Они всё время обвиняют Россию в том, что она будет когда-нибудь применять энергетическое оружие, но тем не менее, пошел 52-й год, как мы поставляем газ в Европу, и в 2019 году было празднование 50-летие поставок советского, позже российского газа в Западную Европу. И не СССР, не Россия никогда не выдвигали политические требования под угрозой поставки газа. Мы никогда не говорили: «Давайте санкции отменять, иначе мы вам газ отключим».

Поэтому вполне может быть модель покупки газа у одного поставщика, у многих такая система. Болгария много десятилетий до 2019 покупала газ только у России, и ничего страшного не происходило.

Но Евросоюз сейчас требует, чтобы каждая страна входящая в их состав имела три источника поставки газа. Поэтому иногда приходится строить СПГ-терминалы, газопроводы. Как правило, страны придерживаются такой стратегии. Если ты импортируешь, и у тебя своего ничего нет, как в Японии, например, идет выстраивание системы импорта. Второй путь стратегии стран-«потребителей» заключается в том, чтобы создать какие-то источники энергии, при которых ты не будешь зависеть от поставок извне. Здесь соответственно широкий выбор. Гидростанции – это сама по себе дешевая энергия. Атомные станции – с ними зависимость есть, но она не высока. Надо закупать ядерное топливо раз в полгода. Но при этом станции стоят на твоей территории, они работают и вырабатывают электроэнергию. Атомная энергетика имеет свою долю в мировом энергобалансе. Третий вариант – это возобновляемые источники энергии (ВИЭ), это активно развивается, очень модно. Здесь плюс в том, что это стоит на твоей территории, и ты не зависишь от импорта. Минус в том, что это дорогая энергия, не всегда исправно работает и, как правило, лучше делать ее добавочным элементом к традиционной энергетике, которая является основой энергобаланса. Мало у кого ВИЭ является основой энергобаланса. Как правило, они дополняют газовую, угольную энергетику.

Как показывает практика, системы импорта дешевле, чем возобновляемая энергетика, если у тебя конечно нет каких-то климатических особенностей, как в Исландии, где есть гейзеры. Геотермальная энергия – это дешево, экологично, но не у всех есть такая возможность.

В ближайшем будущем энергетическая независимость Евросоюза невозможна, он потребляет много углеводородов. Его стратегия по зеленой сделке по отказу от ископаемого топлива к 2040 году является спорным вопросом. Не понятно, удастся ли ему это сделать. Слишком много он потребляет нефти, газа, угля, который, с точки зрения экологии, наиболее грязный источник энергии. Необходимо настроить колоссальное количество возобновляемой энергетики. При этом даже при полной декарбонизации Евросоюз все равно останется зависимым от импорта, просто начнёт импортировать не газ, а водород. Подразумевается, что европейцы не смогут поставить столько ВИЭ, столько ветряков и солнечных панелей, чтобы полностью обеспечить себя энергией. Даже реализация амбициозной стратегии по зеленой сделке не позволит им полностью отказаться от импорта».

Опубликовано: Журналистская правда, 07.03.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики