Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Вот вам и независимость от России: какие убыточные проекты финансирует Брюссель

Вот вам и независимость от России: какие убыточные проекты финансирует Брюссель

Еврокомиссия тратит деньги европейских налогоплательщиков на заведомо убыточные проекты. Счет идет на сотни миллионов евро.

Брюссельская бюрократия замечена в нерациональном расходовании средств. За семь лет Еврокомиссия (ЕК) вложила 440 млн евро в бесперспективные газовые проекты. Всего таких насчиталось семь. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного международной правозащитной организацией Global Witness, сообщает EADaily.

Однако бесперспективные газовые проекты – не единственное слабое место Еврокомиссии. Baltnews предлагает вспомнить проекты, в которые вкладываются немалые суммы, причем с невысокой отдачей.

BRUA

Газопровод BRUA получил от Еврокомиссии финансирование в размере 431 млн евро. Трубопровод был призван соединить месторождения газа в румынской акватории Черного моря с Болгарией, Венгрией и Австрией. Однако перспективы проекта туманны. Это и привлекло внимание правозащитников Global Witness.

Эксперты убеждены, что BRUA, скорее всего, не сможет достичь ни одной из целей. На данном этапе построен только румынский участок. Его закончили в ноябре 2020 года. При этом он не соединен ни с соседними странами, ни с непосредственно месторождениями в Черном море.

"Инвесторы обеспокоены тем, что по газопроводу не будут подавать черноморский газ, так как Exxon (один из операторов еще неосвоенных месторождений в Черном море) объявил о желании покинуть проект и продать лицензию. В апреле прошлого года это привело к тому, что планы по продлению BRUA в Венгрию отменили", – говорится в отчете.

Таким образом, неясно, транспортировку какого газа организуют, если добыча черноморского газа не начнется. Газопровод построят, а ресурсов нет.

Газопровод Baltic Pipe

Газопровод Baltic Pipe – главный проект Польши. Газопровод призван снабжать Польшу газом после того, как истечет долгосрочный контракт на поставку российского газа с "Газпромом". Он должен связать месторождения на норвежском шельфе в Северном море с Польшей через Данию. Открытие газопровода запланировано на 1 октября 2022 года.

Предполагается, что Baltic Pipe позволит с 2022 года поставлять газ из Северного моря в Польшу и страны Балтии. Кроме того, по трубопроводу можно будет транспортировать газ из Польши, в том числе поставленный в эту страну сжиженный природный газ (СПГ) в Данию и Швецию, заявили в Еврокомиссии. Без помощи Еврокомиссии и здесь не обошлись.

15 апреля 2019 года польские власти подписали в Брюсселе договор о том, что ЕК примет участие в финансировании проекта. Согласно этому договору, на строительство газопровода Baltic Pipe из европейского бюджета будет выделено около 215 млн евро. Правда, и здесь экономическая выгода проекта не доказана. Труба также рискует остаться незаполненной.

"Норвегия же достигла пика добычи газа и снижает ее объем, ресурсная база в Северном море истощается. Соответственно, у норвежцев возникнет проблема с загрузкой газопровода", – говорил ранее ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Это значит, что Польша вкупе с ЕК рискует заплатить за пустую трубу.

Железная дорога Rail Baltica

Проект века стран Балтии предполагает создание железнодорожной магистрали европейского стандарта от Таллина до границы Литвы с Польшей. Протяженность линии составит 870 км. Проект софинансируется из средств ЕС. Окончание строительства запланировано на 2026 год.

По данным Европейской ревизионной палаты, фактическая стоимость проекта – это не изначально запланированные 4,648 млрд евро или уже выделенные 5,8 млрд евро, а 7 млрд евро. Есть риск, что расходы возрастут еще больше. Такие оценки проекту дали в июне 2020 года. За короткий срок затраты возросли на 2,35 млрд евро. От проекта еще не отказались. Вместе с ранее подписанными соглашениями проект Rail Baltica уже получил около 1,2 млрд евро из европейских фондов и от Латвии, Литвы и Эстонии.

Между тем и местные, и европейские эксперты считают проект убыточным. Еще в 2019 году начались разговоры о том, что Rail Baltica может принести четыре миллиарда убытков.

"Отрицательная доходность дороги уже прогнозируется даже в случае, если показатели грузо- и пассажиропотока будут такими, как считалось. По уточненным данным, общий результат коммерческой деятельности Rail Baltica оценивается в минус четыре миллиарда", – указывала тогда докторант Балтийской международной академии Ольга Питерина.

Источник: Baltnews.lv, 07.03.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики