Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Отказ Украины и Литвы от сетей РФ станет испытанием для энергосистемы ЕС

Отказ Украины и Литвы от сетей РФ станет испытанием для энергосистемы ЕС

Планы Киева привлечь Литву к отключению от российско-белорусской энергосистемы столкнутся с неготовностью Европы принять энергодефицитные страны, рассказал ФБА «Экономика сегодня» ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Украина начала планировать отключение от энергосистем Российской Федерации и Белоруссии. Страна намерена добиться объединения с энергосистемой Европейского союза, чтобы повысить «независимость от Москвы и гарантировать безопасность поставок электроэнергии в Центральной и Восточной Европе». 

Такое заявление сделал врио министра энергетики Украины Юрий Витренко в ходе онлайн-встречи с министром энергетики Литвы Дайнюсом Крейвисом. Стороны также обсудили вопросы синхронизации украинской энергосистемы с системой континентальной Европы и импорт электроэнергии из Белоруссии.

«Совершенно непонятно, почему Украина решила обсудить вопрос энергетической интеграции в Европу с Литвой, потому что Киев из-за географических факторов не может получать ресурс от Вильнюса. 

Литва является крайне энергодефицитным государством, импортирующим электроэнергию из других стран. Наибольшее количество приходит из Российской Федерации, так как Вильнюс отказался покупать «ток» у Белоруссии после запуска атомной электростанции. Поэтому переговоры Крейвиса и Витренко выглядят смешно – встретились представители двух энергодефицитных стран обсудить, как они откажутся от закупок у основного поставщика», – оценил планы украинской стороны Игорь Юшков.

Украинская сторона неоднократно заявляла о намерении отказаться от российско-белорусской электроэнергии и даже бойкотировала покупку ресурса с 2019 года, однако импорт из РФ все же возобновила. Информация о начале поставок появилась на официальном сайте компании «Укрэнерго» в начале февраля текущего года. Согласно данным, представленным организацией, от российской стороны будет поступать 200 МВт/час. Экспорт ресурса из Белоруссии был возобновлен 3 января 2021 года в размере 310–480 МВт/час.

Украина превратила Европу в объект для спекуляций

На Украине уверены, что процесс синхронизации с ЕС выходит на финишную прямую, поэтому в 2022 году энергосистема Украины отделится от энергосистем России и Белоруссии и перейдет в изолированный режим работы. После этого в 2023 году, объяснил Юрий Витренко литовскому коллеге, «произойдет полная синхронизация с ENTSO-E» (европейской сетью системных операторов передачи электроэнергии).

Синхронизация с европейской энергосистемой, считают в Киеве, «обеспечит демонополизацию рынка электроэнергии и поможет внедрить действенные прозрачные европейские правила и процедуры». Юрий Витренко обозначил ряд задач для ускорения синхронизации, среди которых модернизация энергетической инфраструктуры, подчеркнув, что сейчас украинская сторона имеет «проблему с поставками электроэнергии из Европы при пиковых нагрузках и рассматривает возможность расширения, строительства новых генерирующих мощностей, которые бы удовлетворили потребности». 

Кроме того, Украина рассматривает возможность замещения поставок первичных энергоресурсов в виде ядерного топлива и угля из России. Стратегическая позиция Министерства энергетики Украины заключается в намерении не поддерживать импорт электроэнергии из России и Белоруссии.

«Перечисленные планы – вопрос для Украины и Литвы прежде всего политический, а не экономический, ведь никаких проблем с поставками из России не возникало и не возникнет. Уже много десятилетий страны приобретали российскую электроэнергию и приобретут еще, если такая необходимость возникнет. Что поменялось сейчас, до конца не понятно.

Внедрение этих государств в европейскую энергосистему в конечном итоге приведет к повышению цен для потребителей. В Европе нет таких профицитных мощностей, как в России, поэтому регион не способен поставлять столько ресурса», – рассуждает эксперт.

Литва, в свою очередь, отметила важность не приобретать опасную электроэнергию от Белорусской атомной электростанции. В связи с этим министры договорились создать совместную рабочую группу, к состав которой войдут представители энергетического сектора и учреждений регуляторов, а также делиться информацией о состоянии безопасности на БелАЭС. Группа будет обмениваться опытом по проектам синхронизации.

Столь тесное сотрудничество, заявил Дайнюс Крейвис, страны намерены превратить в «инструмент для достижения энергетической независимости и обеспечить ее на высшем политическом уровне».

Вредоносное сотрудничество Киева и Вильнюса

Важным направлением работы украинского Минэнерго также является развитие возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Сектор ВИЭ имеет значительный потенциал для роста, особенно через запланированное замещение тепловой генерации, которая работает на угле, возобновляемыми источниками. Сейчас Минэнерго работает над тем, чтобы восстановить финансовый баланс на рынке и погасить задолженность по «зеленому» тарифу. 

«В Европе очень высок показатель сезонности. Например, Литва протянула кабель из Швеции. Когда там много осадков, гидростанции работают активно и дают энергию Литве. Если снега мало, нет дождей, то автоматически поднимается стоимость либо вовсе прекращаются поставки.

Зимой 2020–2021 годов в Швеции все замерзло, гидростанции работают мало, ветряки стоят, поэтому электроэнергию качают в обратном направлении, то есть из Литвы, которая покупает ресурс у России. И энергетическая интеграция Украины приведет к подобному или хуже – страна может остаться без ресурса. Энергоколлапс возник бы в Литве, Швеции и других странах», – объяснил собеседник агентства.

В качестве подтверждения позиции Киева украинский политик Юрий Витренко также подчеркнул важность политической поддержки стратегических партнеров, в частности Литвы, в процессе синхронизации с ENTSO-E и поблагодарил за постоянную поддержку Украины на пути к собственной энергетической независимости и энергетической безопасности региона в целом, а также за последовательную позицию относительно «Северного потока – 2».

Игорь Юшков уверен, что сотрудничество Украины и Литвы не приведет к намеченным результатам, а обернется большими неудобствами для европейской стороны в целом. Уход этих стран от российско-белорусской энергосистемы отразится и на потребителях, которые столкнутся с повышением тарифов, снижением энергетической безопасности.

Поэтому эксперт считает, что украинской стороне не следует мечтать об интеграции в европейскую энергетическую систему, а нужно обеспечить себя запасами угля и газа к отопительному сезону и задуматься о производстве собственных ресурсов за счет имеющихся мощностей.

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 06.03.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики