Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Полезная альтернатива: Минск проторил экспортный путь через Россию (видео)

Полезная альтернатива: Минск проторил экспортный путь через Россию (видео)

В морские порты Усть-Луга и Санкт-Петербург прибыли составы с мазутом и бензином из Белоруссии. Минск перестраивает транспортные коридоры, меняя Прибалтику на Россию. Всегда полезно иметь альтернативу.

Первые партии белорусских нефтепродуктов прибыли в российские порты – Усть-Луга и Санкт-Петербургский морской порт. Событие знаковое. Россия и Белоруссия перестраивают транспортные коридоры, чтобы не зависеть от портовой инфраструктуры транзитных прибалтийских государств. Кто и сколько выиграет от захода в родную гавань?

Маршрут не только построен, главное – он пройден. Первые белорусские составы прибыли на российский Северо-Запад даже на двое суток раньше запланированного срока.

"5 марта текущего года в сторону Российской Федерации Мозырским НПЗ из Республики Беларусь отгружен бензин в количестве 3 тысяч 400 тонн, который поступает в порт Усть-Луга оператору "Портэнерго", – отметил министр российского транспорта Виталий Савельев. – Также как и груз, который отправлен белорусской стороной 6 марта тем же Мозырским НПЗ, – 3 тысячи 600 тонн мазута".

Белоруссия ежегодно отправляет на экспорт около 10,5 миллиона тонн нефтепродуктов. Больше половины – 6 миллионов тонн – шли за рубеж через порты Прибалтики — Клайпеду, Вентспилс и Ригу. После того, как балтийские транзитеры начали вводить санкции в отношении Минска, Белоруссия логично и объяснимо решила повернуть с запада на север: отправлять грузы на Балтийское море через Россию – порт Усть-Луга под Кингисеппом и морской порт Санкт-Петербург в устье Невы.

Стратегическую задачу переориентировать экспортные нефтяные грузы с Прибалтики на Россию поставил Владимир Путин. В сентябре 2020 года переброску нефтяных потоков обсуждали премьеры двух стран. И вот меньше месяца назад, 19 февраля, Минтранс России и Минтранс Белоруссии закрепили договоренности подробным соглашением о перевалке бензина, мазута и масла с четкими объемами и сроками.

"В 2021 году мы принимаем 3,5 миллиона тонн, и как минимум, до двух миллионов тонн экспортных грузов Республики Беларусь. В 2022 году мы перерабатываем 3,2 миллиона тонн грузов, и в 2023году – 3,1 миллиона тонн грузов. Далее соглашение автоматически имеет возможность пролонгации, поэтому может считываться бессрочным", – поясняет Виталий Савельев.

Почти 10 миллион тонн за три года – это солидный объем. А что же остается Литве?

Литве остается считать и оплакивать недополученную прибыль.

О масштабах надвигающейся катастрофы в порту Клайпеды заговорили еще полгода назад.

"На поставки из Белоруссии приходилась более трети всех грузов, которые переваливал порт Клайпеды. Теперь одна из крупнейших стивидорных компаний порта на грани закрытия", – сокрушается маркетинговый и административный директор Клайпедского порта Артурас Друнгилас.

"Это большой удар по транспортной системе Литвы. Ведь от загрузки порта Клайпеды зависит и работа Литовских железных дорог, которые теряют очень много из-за сокращения объемов перевозки белорусских товаров", – добавляет глава Литовской конфедерации промышленности Видмантас Янулевичус.

Уже с февраля 2021 года заказов на перегрузку белорусских нефтепродуктов через терминал Klaipedos nafta нет. И в этом году, похоже, и не будет. Вильнюс называет решение Минска исключительно политическим. Минск аргументирует – экономика тоже не пострадает.

"Они думали, что мы никогда не пойдем на такой шаг. Думали, что это все какая-то бравада, политические заявления, – говорит о литовский партнерах глава МИД Белоруссии Владимир Макей. – Но здесь мы не терпим никаких убытков. Достигнута договоренность о том, что перевалки наших продуктов через российскую Усть-Лугу экономически целесообразны. И мы не теряем здесь ничего по сравнению с перевалками наших грузов через Клайпеду".

"Россия все-таки предложила Белоруссии коммерчески более выгодную историю, – рассказывает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. – За счет того, что Российские железные дороги дали скидку 50-процентную на транспортировку нефтепродуктов, и, соответственно, услуги по перевалке тоже оказались в этом плане более конкурентоспособными".

Всегда полезно иметь альтернативу, и с этим трудно поспорить.

Источник: Вести.Ru, 09.03.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики