Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Венгрия задержит пуск «Турецкого потока» на полную: санкции США и цена газа

Венгрия задержит пуск «Турецкого потока» на полную: санкции США и цена газа

Будапешт откладывает расширение строящегося газового интерконнектора с Сербией на год из-за санкций США. По газопроводу будет поступать газ из европейской ветки «Турецкого потока» в Венгрию и Австрию. Власти страны при этом заявляют, что по этому маршруту через два года может начаться и импорт газа из Азербайджана. Эксперты считают, что Будапешт использует ситуацию, чтобы выторговать себе более привлекательные условия на поставку российского газа.

Оператор газотранспортной системы Венгрии FGSZ опубликовал решение госрегулятора MEKH о том, чтобы перенести на год расширение интерконнектора на границе Венгрии и Сербии с 6 млрд кубометров до 8,5 млрд кубометров — с 1 октября 2022 года на 1 октября 2023 года. В документе о внесении изменений в десятилетний план развития венгерской ГТС говорится, что одной из причин стало введение санкций США к «Турецкому потоку» в июле 2020 года. Тогда Госдепартамент заявил, что с 15 июля раздел 232 закона «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA) может распространяться и на «Северный поток — 2» и «Турецкий поток». Он запрещает инвестиции, продажу материалов и оборудования и предоставление услуг для российских экспортных энергопроектов.

Венгерский регулятор отметил, что отложил проект расширения по просьбе оператора, который из-за неопределенности с санкциями вынужден был остановить «открытый сезон» по сбору заявок на распределение мощностей будущего расширения интерконнектора и в результате не успевает уложиться в сроки строительства. Об этом говорится в решении MEKH. В нем же регулятор замечает, что строительство самого интерконнектора продолжается и с мощностью 6 млрд кубометров год его планируют запустить к 1 октябрю этого года.

Специфика «Турецкого потока» заключается в том, что он заканчивается в Турции, а для поставок газа из него в Болгарии, Сербии и Венгрии строят отдельные газопроводы, которые будут принадлежать операторам этих стран. Формально они не имеют никакого отношения к проекту черноморского газопровода и являются совершенно отдельными проектами. Однако в Будапеште решили подстраховаться.

Очевидно, одной из причин может быть неофициальное давление американских властей, чтобы Венгрия наращивала закупку газа из альтернативных источников. Одним из подтверждений тому может быть ситуация с поставками в страну СПГ — через новый терминал в соседней Хорватии.

Венгерское издание 444 писало, что американские дипломаты настаивали на мощности в 5−10 млрд кубометров в год. Однако такие объемы странам просто не нужны, и они согласились на 2,6 млрд кубометров. При этом окончательную точку в решении судьбы терминала на острове Крк поставил Будапешт, без которого его и быть не могло. Венгерское издание замечало, что желающих закупать газ через Хорватию было мало и венгерское правительство попросило госгруппу MVM заключить контракт на 1 млрд кубометров в год. Она согласилась, но три четверти закупаемого СПГ все равно будет оставаться в Хорватии в обмен на российский газ, так как Энергетическое агентство Хорватии установило очень высокую плату за исходящую мощность в Венгрию.

С другой стороны, сейчас с «Газпромом» у венгерских компаний действуют краткосрочные контракты и Будапешт уже заявлял, что хочет выторговать себе более привлекательные условия для закупки 6,2 млрд кубометров в год.

«Наша цель — подписать три пятилетних соглашения, которые позволят отказаться от сделки каждые пять лет», — говорил в июне прошлого года министр иностранных дел Венгрии Петр Сийярто. Он уточнял, что такая форма позволит гарантировать долгосрочные поставки, а также возможность изменить контракты или отказаться от них, если на энергорынке появится предложение лучше.

Возможно, с переговорами о будущих контрактах связаны и заявления Венгрии о возможности закупать значительные объемы азербайджанского газа из «Южного газового коридора».

«В конце этого года Венгрия присоединится к „Южному газовому коридору“. Венгерские газопроводы будут соединены с сербскими газопроводами. Важно, чтобы Венгрия получала газ из „Южного газового коридора“. Азербайджан может увеличить производство газа», — сказал сегодня, 10 марта, глава МИД Венгрии Петр Сийярто на совместном с министром иностранных дел Азербайджана брифинге в Баку. Он добавил, что в 2023—2024 годах Венгрия сможет получить из Азербайджана значительный объем газа.

Однако это возможно только по газопроводам в Сербии и Венгрии, которые строятся под газ из «Турецкого потока». Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач замечает, что на границе Болгарии с Сербией, например, запланировали строительство 109-километрового дополнительного интерконнектора мощностью 1,8 млрд кубометров: «Однако он не позволит осуществлять транзит газа через Сербию до Венгрии». Эксперт полагает, что в Сербии придется строить для транзита азербайджанского газа дополнительные мощности и вкладывать средства в расширение инфраструктуры.

Тоже самое и с венгерским интерконнектором. «Газпром» изначально планировал поставлять по нему из «Турецкого потока» 9 млрд кубометров — в саму Венгрию и Австрию.

«Я думаю, заявления венгерской стороны о возможности закупок азербайджанского газа — это очередная попытка получить более выгодные условия», — говорит замдиректора ФНЭБ.

Впрочем, это не означает, что небольшие объемы азербайджанского газа не будут попадать в Венгрию. Ситуация с бронированием мощностей после задержки запуска продолжений «Турецкого потока» сейчас неизвестна. Так, например, «Булгартрансгаз» публикует забронированные объемы поставок в Сербию только до конца года, хотя в начале 2019 года заявлял, что на аукционе выкупили все 12 млрд кубометров мощности.

Также нельзя исключать, что при полной загрузке «Турецкого потока» и продолжений «Газпром» и закупщики азербайджанского газа в Европе не воспользуются свопом, когда российская компания, например, выполнит обязательства партнеров в Венгрии, а те — обязательства «Газпрома», например, в Греции.

Источник: EADaily, 10.03.2021

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики