Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > К.Симонов: козыри газовой дипломатии

К.Симонов: козыри газовой дипломатии

Прошедший саммит АТЭС еще раз показал, насколько значима энергетика в российской внешней политике. Все серьезные решения приняты в диалоге двух энергетических сверхдержав — России и Австралии. Да-да, я лично неоднократно слышал, как австралийские коллеги называют свою страну именно таким гордым словосочетанием. Урановый козырь Австралия уже предъявила. Есть еще газовый, но, конечно, он поменьше, чем у России.

А ведь газ в азиатском регионе скоро станет главной головной болью энергодефицитных экономик. В этом плане Австралию можно рассматривать как потенциального конкурента в этом регионе. Например, сейчас только Австралия в серьезных объемах поставляет газ в Китай. Причем Поднебесная, судя по всему, скорее проверяет логистическую цепочку. Потому сейчас объем добычи газа в КНР полностью покрывает внутреннее потребление, но ситуация скоро изменится в худшую для Китая сторону. Так было и с нефтью, и с углем.

Но с Австралией мы вполне можем попытаться договориться. Если, конечно, не вмешается «лондонский обком», не выпускающий бывшую колонию из-под бдительной политической опеки. Потому что доказанные запасы газа в Австралии не такие большие, а «газовый голод» на азиатских рынках газа будет нарастать. Основные экспортеры газа в регионе — Индонезия и Малайзия — не способны наращивать добычу (рост в 2006 г. — на 0,3% и 0,4% соответственно). В Индонезии на исчерпание месторождений накладывается увеличение внутреннего потребления. Эксперты АТЭС опасаются, что в 2030 г. Индонезия вообще начнет импортировать углеводороды.

Так что поставщики газа окажутся в весьма привилегированном положении. И тут уже появляется пространство для маневра. В том числе и политического. Вот, скажем, наша дипломатия не может никак разрешить вопрос северных территорий с Японией. А теперь заглянем в энергетическую стратегию Японии. Там написано, что страна планирует резко нарастить производство атомной энергии — но замещать она будет нефть. А вот потребление газа будет увеличиваться. А где его взять? Отсюда и огромный интерес Японии к сахалинским проектам. Интерес не столько нефтяной, сколько газовый. Япония сейчас потребляет порядка половины всего СПГ в мире. А рынок СПГ еще больше зависит от продавца, чем квазирынок трубопроводного газа. Потому что есть большее разнообразие в направлении поставок. А единственный газопровод в Японию может прийти с Сахалина. Тут не надо никому ничем угрожать — Япония давно мечтает об этой трубе, которая даст долгосрочные гарантии поставок газа. И вот самое время вспомнить об островах. Давайте представим картину: за одним столом лидеры двух стран подписывают мирный договор, за другим — руководство энергетических компаний договор о строительстве газопровода. Думаю, такой опыт можно применять и в других спорных вопросах — причем на сугубо добровольных началах.

Автор: Константин Симонов

Опубликовано: "Ведомости", 11.09.2007


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики