Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > До поляков дошло, что «Фортуна» не на их стороне

До поляков дошло, что «Фортуна» не на их стороне

Варшава признает, что «Северный поток-2» достроят, но намерена гадить и дальше

В Польше признали, что газопровод «Северный поток — 2» будет достроен, несмотря на санкции, хотя вопросы, связанные с началом его эксплуатации остаются. Об этом в эфире Польского радио заявил представитель польского правительства по стратегической энергетической инфраструктуре Петр Наимский, сообщает ТАСС.

Впрочем, по его словам, существует много проблем юридического характера, связанных с началом эксплуатации газопровода, так что «дискуссия продолжается». Он также подчеркнул, что Варшава всегда протестовала против этого проекта, потому что он противоречит безопасности Европы и используется в качестве политического инструмента.

Тот факт, что строительство «Северного потока-2» практически завершено, вынужден был признать и госсекретарь США Энтони Блинкен, однако пообещал, что Вашингтон продолжит выступать против этого проекта и не исключил новые санкции. 

«Это [проект] нарушает принципы энергетической безопасности самого Европейского союза, ставит под угрозу экономическую и стратегическую ситуацию для Украины и Польши», — заявил он.

В настоящее время идет, напомним, строительство датского участка газопровода, которое планируется завершить до конца апреля, после чего останется еще небольшой участок в водах Германии.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович отметил, что о вероятности завершения строительства в Польше говорили и раньше, однако чиновникам, которые отвечают за это направление, признать этот факт было трудно.

— Сейчас такие голоса звучат громко. Они видят, что после паузы в течение года газопровод все-таки строится. Как бы они ни относились к этой стройке, как бы ни хотели верить заявлениям американцев, но баржа «Фортуна» работает и несколько километров проложила. Возможно, скоро присоединится «Академик Черский».

Очевидно, что полностью остановить стройку не получается. США — сверхдержава, их возможности не безграничны. Продолжать говорить, что проект остановится, глупо уже не только для экспертов, которые вряд ли хотят потерять репутацию, но и для чиновников. Есть фундаментальная причина интереса Германии к этому проекту — выгода, этот фактор стройку и двигает. Риторика поэтому меняется.

Но противодействие продолжится. «Северному потоку-2» будут продолжать мешать проводить сертификационные и пуско-наладочные работы и так далее. У Польши большой опыт в этом вопросе: они сумели добиться, что Opal пока работает наполовину мощности. Думаю, попытаются сделать и здесь.

«СП»: — А что-то можно будет в этой ситуации сделать? Какие проблемы могут возникнуть в связи с вводом в эксплуатацию?

— Мы подстраховались. Если Opal (продолжение «Северного потока-1») имеет статус транзитного — идет через Германию в Чехию, то EUGAL (сухопутное ответвление от «Северного потока-2») не только транзитный, он имеет ответвление до Берлина на 10 млрд. кубов в год. То есть, призван снабжать газом и саму Германию, поэтому его будет сложнее подвергнуть антимонопольному регулированию. Но Польша попытается, в том числе при поддержке американцев, которые имеют влияние на часть европейской бюрократии.

«СП»: — Что именно может помешать вводу в эксплуатацию, о чем говорил польский чиновник?

— Вопрос ввода в эксплуатацию — это вопрос сертификации и пуско-наладочных работ. Американцы давят на сертификационные компании, которые не хотят лишиться доступа к долларовой финансовой инфраструктуре. Но, думаю, что в силу заинтересованности Германии в проекте, можно найти компанию, которая сделает сертификацию.

Кстати, если «Фортуна» ведет работы в исключительной экономической зоне Дании, значит, Дания сертификацию хотя бы «Фортуны» уже приняла, возможно, под давлением Германии. Возможно, это была какая-то российская или иностранная компания, или компания, которая зарегистрирована через экологический фонд земля Мекленбург-Передняя Померания, созданный немецкими властями как посредник между российским и немецким бизнесом, чтобы защитить немецкий бизнес от санкций. То есть решение было найдено.

Если в ближайшее время «Академик Черский» приступит к работе, значит, Дания согласилась на его сертификацию. Это будет наш успех, значит, какая-то компания согласилась на сертификацию. И подобное решение надо будет найти для самой трубы, когда она будет достроена. Это первый вопрос.

Второй вопрос — это антимонопольное регулирование. Полтора года назад в ЕС было принято решение распространить Третий энергопакета на газопроводы, которые приходят в Евросоюз из третьих стран и, в частности, на «Северный поток-2». Оно могло быть принято в жесткой форме, но Германия настояла на более мягкой. Это заключается в том, что присутствует механизм вывода «Северного потока -2» из-под антимонопольного регулирования.

Есть несколько вариантов. Например, аукционное бронирование мощности: газопровод загружается «Газпромом» наполовину, но в дальнейшем его швейцарская дочка, которая владеет «Северным потоком-2», проводит аукцион на бронирование мощности, которые выкупают какие-то европейские компании или «Газпром». Но это придётся обсуждать на уровне европейских регуляторов.

Второй вариант — виртуальный хаб в Балтийском море, в результате чего газ покупается где-нибудь в середине моря, например, европейскими покупателями и заходит на территорию Германии уже как газ, принадлежащий европейским покупателям. Он не попадает под антимонопольное регулирование.

Кроме того, можно продавать газ на выходе из России и транзитировать как немецкий, французский или еще чей-то. Однако такой вариант потребует изменения законодательства России. Пока у нас монополия «Газпрома» на экспорт газа.

Самое главное, чтобы все эти решения были утверждены на уровне регуляторов Евросоюза. Я считаю, что это возможно сделать, потому что у нас есть суперкозырь — интерес Германии к проекту, которой он выгоден и экономически, и политически: она получает статус хаба, транзитной страны, контроль над поставками газа на восточную и южную периферию ЕС. Поэтому Германия поможет вывести «Северный поток-2» из-под антимонопольного регулирования, он будет работать на полную мощность, но это потребует времени, усилий и нервов.

«СП»: — В чем тогда интерес поляков противодействовать проекту? Насколько я понимаю, речи о прекращении транзита по газопроводу «Ямал-Европа», который проходит через Польшу, нет.

— По идеологическим мотивам. В Варшаве не хотят, чтобы России было проще договариваться с Германией и т. д. Экономических ущербов для Польши я не вижу. Если бы был какой-то «Северный поток-3», то можно было бы ставить вопрос о прекращении транзита через Польшу, но никто в России об этом не говорит.

Кстати, «Ямал-Европа» частично принадлежит «Газпрому», это совместный российско-польский бизнес. В Польше считают, правда, что они мало получают. Но эту стройку оплачивал «Газпром», поэтому основные деньги получает он.

Польше будет сложнее вести переговоры с Россией по разным вопросам, когда у России будет альтернативный вариант поставок газа. Польша окажется в ситуации, когда будет сложнее давить на Россию. Но это же не катастрофа и денег у нее не забирают. У нас с Польшей вообще большой товарооборот.

«СП»: — В этом году очень холодная зима, хранилища газа в Европе сильно опустели. Это может сыграть в пользу «Северного потока-2»?

— Холодная погода всегда козырь в пользу проектов по надежному энергообеспечению. СПГ убегает туда, где цены лучше. В Европе цены, конечно, повысились, но не настолько, а в Азии они несколько недель были супервысокие, и все танкеры отправились туда. Если бы поставки из России по каким-то причинам прервались — политическим, торговое эмбарго, авария на газопроводе, то Европа попала бы в очень сложную ситуацию.

От альтернативных источников в Европе отказываться, конечно, не будут, но в холодный период с ними сложно. Лучше иметь дополнительный надежный источник, а это трубопроводный газ. Но он не настолько убойный, что противники проекта с ним согласятся.

Автор: София Сачивко

Источник: Свободная пресса, 11.03.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики