Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Российско-монгольский «Союз Восток» снизит потребность КНР в СПГ из США

Российско-монгольский «Союз Восток» снизит потребность КНР в СПГ из США

План деятельности Совместной рабочей группы России и Монголии на 2021-2022 годы по работе над проектом газопровода «Союз Восток» приближает заключение контракта с КНР, рассказал ФБА «Экономика сегодня» ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Технико-экономическое обоснование российского-монгольского проекта и план деятельности на 2021-2022 годы обсудили вице-премьер Монголии Сайнбуянгийн Амарсайхан и заместитель председателя правления ПАО «Газпром» Виталий Маркелов. Указанной работой занимается компания специального назначения «Газопровод Союз Восток». 

Россия совершенствует стратегию

Речь идет о продолжении на территории Монголии российского газопровода «Сила Сибири – 2», экспортная мощность которого может более чем в 1,3 раза превысить мощность «Силы Сибири». Эксперт Юшков считает, что проект позволит поставлять экспортные объемы из Западной Сибири в западном и восточном направлениях.

Развитие указанных экспортных направлений, отмечает собеседник агентства, актуально на фоне санкционных угроз Соединенных Штатов Америки, давления на участников строительства магистрального газопровода «Северный поток – 2» и нестабильности в двусторонних отношениях Москвы и Европейского союза. Игорь Юшков напомнил, что изначально газопровод назывался «Алтай» и должен был пройти напрямую в Китай через плато Укок.

«Предполагалось построить трубу от западносибирских месторождений в Ямало-Ненецком автономном округе до Алтая, а дальше войти на китайскую территорию. Но потом проект пересмотрели, потому что против таких планов выступили экологи, защищая заповедную территорию из перечня объектов всемирного наследия ЮНЕСКО», - рассказал собеседник агентства. 

В результате было решено использовать территорию Монголии. Но и это решение имеет некоторые недостатки: трасса газопровода проходит через сейсмоактивный регион. Такие условия могут значительно затруднить реализацию проекта и повысить его стоимость.

«Китай выступал против нового маршрута, так как не хотел иметь страну-транзитера. Но сейчас Пекин смотрит на такое решение нормально, потому что экономическая мощь, делающая КНР очень крупным игроком, не позволит Монголии создавать какие-либо проблемы.

Однако настрой китайской стороны не ускоряет процесс. Сейчас его тормозит отсутствие контракта на покупку газа, ведь «Газпром» не будет строить газопровод, не продав ресурс. В связи с этим никаких реальных работ по укладке труб не ведется ни на российской, ни на монгольской территориях», - пояснил эксперт.

Соперничество с США развернет КНР к РФ

Компания специального назначения «Газопровод Союз Восток» открыта для организации проектно-изыскательских работ, а также разработки технико-экономического обоснования строительства трубопровода для поставок газа из Российской Федерации через территорию Монголии в Китай. 

Стоит отметить, что «Сила Сибири – 2» – это двухниточный газопровод между газовыми месторождениями Западной Сибири и Синьцзян-Уйгурским автономным районом на западе Китая. Его протяженность оценивается в 6700 км, из которых около 2700 км должны пройти по территории России. В «Газпроме» предварительно оценивают реализацию проекта в 13,6 млрд долларов США. По словам главы «Газпрома» Алексея Миллера, мощность «Силы Сибири – 2» составит до 50 млрд кубических метров в год.

Российская компания настроена на проведение проектной работы и проработку маршрутов для того, чтобы сократить сроки реализации после подписания коммерческого контракта с Китаем.

«Мы видим, как ведутся подготовительные работы, однако это не гарантирует, что Пекин пойдет на сотрудничество с «Газпромом». Не факт, что с Китаем вообще удастся подписать соглашение, но шансы у российской компании все же хорошие. Усиливает их давление Вашингтона на Пекин.

КНР развивается все больше и больше, открыто заявляя, что является основным стратегическим конкурентом Соединенных Штатов Америки. Из-за этого поставки сжиженного природного газа, которые приходят в Китай южным маршрутом, становятся рискованными – американская сторона может все перекрыть», - считает эксперт.

Другим фактором для китайской стороны, способным подтолкнуть ее к контракту с РФ, эксперт называет вероятную остановку поставок из Туркменистана, который граничит с Афганистаном, где ситуация весьма неоднозначна. Известно, что Ашхабад не состоит в НАТО и ОДКБ – это усиливает риски для КНР при развитии негативного сценария, и повышает шансы России, которая на таком фоне выглядит надежным поставщиком. 

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 12.03.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики