Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Северный поток - 2» готов на 98%: с оставшимися двумя большие проблемы

«Северный поток - 2» готов на 98%: с оставшимися двумя большие проблемы

Строителям газопровода предстоит борьба с балтийскими штормами и американскими санкциями

Немецкий концерн Uniper - финансовый партнер по строительству «Северного потока — 2» (СП-2) - оценил готовность газопровода в 98%. В компании заявили, что с нетерпением ждут завершения проекта. Однако до финиша российскую трубу ждет поистине извилистая дистанция. Оператору проекта чуть ли не каждый день приходится натыкаться на препятствия: одни доставляет погода — весенние шторма в Балтийском море тормозят работу трубоукладчиков. Другие приходят из США: Вашингтон намерен объявить новые санкции против всех судов, задействованных в проекте. Тем не менее, пока прокладка трубы продолжается, вопреки штормам и санкциям. Как быстро и с какими издержками смогут строители газопровода пройти оставшиеся 2% маршрута, выяснил «МК».

Что же понимать под теми 2 оставшимися процентами, о которых говорит компания Uniper? Речь, судя по всему, идет о той малой части дистанции газопоровода, по которой трубы еще не проложены. Напомним: возобновив укладку в декабре 2020 года, трубоукладочная баржа «Фортуна» к началу февраля 2021-го сократила расстояние до выхода трубы в пункт назначения, немецкий порт Грайфсвальд, до 148 км: примерно 28 км оставалось уложить в водах Германии и еще 120 км — в акватории Дании. Сначала работа шла довольно медленными темпами: до конца прошлого года баржа смогла проложить всего 2,6 км трубы. Однако благоприятная погода, пришедшая на Балтику ближе к весне, позволила ускорить темпы укладки газопровода. Как свидетельствуют данные глобальных систем позиционирования судов, в первую декаду марта «Фортуне» оставалось проложить менее 40 км в датской экономической зоне и немногим более 10 км — в немецкой. Затем погодные условия ухудшились и в работе был объявлен перерыв на несколько дней, но к середине месяца строительство возобновилось.

Если до сезонных северных штормов «Фортуна» прокладывала около 300 метров трубопровода в сутки, то сейчас, на фоне весенней погоды, баржа способна выйти на ежедневную крейсерскую скорость в 1 тыс метров. Правда, рассчитывать на стабильное прохождение оставшегося участка не стоит. По оценке эксперта Финансового университета при правительстве РФ Игоря Юшкова, не связанные с санкциями осложнения могут возникнуть вследствие изменения погодных условий. Даже после подключения к проекту трубоукладчика «Академика Черского» (сейчас он проходит технологически испытания в районе Калининграда) и синхронизации действий обоих судов, ежесуточный норматив укладки трубы окажется в районе 650 метров - если только сохранится плюсовая температура, волнение моря не превысит 2 баллов, а ветра — 5 метров в секунду.

В настоящее время, погодный фактор – исключительно важный с точки зрения достройки СП-2. С 11 марта Шведский институт гидрологии и метеорологии объявил о штормовом предупреждении в южной Балтике — порывы ветра достигают 20 метров в секунду. Неустойчивая погода, по прогнозам Стокгольма, продлится до 15 марта. Ее последствия уже налицо: точку строительства покинул «Балтийский исследователь», осуществляющий мониторинг укладки трубы — судно предпочло вернуться в немецкий Росток.

В связи с этим, работа двух основных трубоукладчиков будет постоянно координироваться. Как полагает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин, сначала «Фортуна» завершит мелководный участок на первой нитке, а потом перейдет на вторую нитку газопровода. Достройкой маршрута на глубоководных отрезках займется «Академик Черский», который к середине весны наверняка закончит подготовительные работы. Поставками оборудования и комплектующих трубоукладчикам занимаются суда снабжения «Эрри», «Вени» и «Артемис оффшор» Морспасслужбы, которые переправляют необходимые грузы из Ростока. В обновленном плане работ оператора проекта Nord Stream 2, с которым ознакомилось Датское энергетическое агентство, прогнозируется завершение «Фортуной» датского участка к концу мая, а немецкого — к концу июня.

Между тем, все упомянутые перипетии касаются ветки «В» газопровода. На ветку «А», о завершении строительства которой официальные источники упоминают реже, в начале марта приходился самый протяженный недостроенный участок СП-2: почти 70 км в датских и более 15 км — в немецких водах. В морских ведомствах Копенгагена сейчас уточняется перенос окончания строительства параллельного отрезка, сроки которого также будут координироваться: основные работы сдвигаются до конца сентября.

Тем не менее, поводы для оптимизма существуют. После модернизации «Академик Черский» может прокладывать до 2 км в сутки. При благоприятной погоде строители морской ветки СП-2 могут закончить прокладку трубы на месяц раньше.

Впрочем, эксперты предупреждают, что дальнейшая судьба СП-2 будет определяться, в первую очередь, не метеорологическими сводками, а геополитическими факторами. Судя по заявлениям Госдепа США, Вашингтон собирается ввести санкции против всех судов, задействованных в проекте, и запретить участвовать в строительстве трубы компаниям, которые занимаются дооснащением, страхованием, инспекцией, тестированием и сертификацией судов и газопроводов. «Застраховалась ли Москва от новых рисков — пока неизвестно, — отмечает Юшков. — Вашингтон может предъявлять самые абсурдные претензии, и потребовать отключения газопровода, если «Газпром» остановит транзит своего топлива по украинской территории. На Западе немногие представляют, что в соответствие с заключенным соглашением, Россия не может прекратить поставку «голубого топлива» в Европу через Украину еще 4 года. Но в качестве обвинения России в незаконной энергетической экспансии Старого Света, украинская карта вполне может быть разыграна недоброжелателями Кремля».

Автор: Николай Макеев

Источник: МК, 13.03.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики