Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Экономист Юшков предсказал путь Байдена в борьбе с «Северным потоком – 2»

Экономист Юшков предсказал путь Байдена в борьбе с «Северным потоком – 2»

При принятии жестких санкций в отношении «Северного потока – 2» Вашингтон пожертвует отношениями с Европой, без которых будет невозможно сохранить контроль за мировым порядком. Такое мнение в беседе с корреспондентом «ПолитРоссии» озвучил экономист Игорь Юшков.

В Белом доме заявили о том, что ситуация с российским проектом «Северный поток – 2» зашла в тупик, и Вашингтон оказался «между молотом и наковальней». Об этом пишет издание Politico, ссылаясь на источники в администрации США. Авторы материала утверждают, что американское правительство стремится помешать реализации проекта, но в то же время старается сохранить отношения с Германией, которая выступает за продолжение строительства трубопровода.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков считает, что дальнейшие сценарии выхода администрации Джо Байдена из состояния «между молотом и наковальней» взаимоисключающие. США предстоит принять важное решение: либо ввести жесткие санкции против «Северного потока – 2», остановить его строительство и разрушить отношения с ЕС, либо отказаться от идеи помешать реализации российского проекта и сохранить контакты с Европой. 

«Эти варианты взаимоисключающие. Если вы действительно убиваете “Северный поток – 2”, то жертвуете при этом отношениями с европейцами. В информационном пространстве кажется, что все против “СП-2”, что якобы в ЕС его реализовывать желающих нет, и только Россия такая нехорошая, проталкивает этот совершенно ненужный проект. Но в реальности 5 европейских компаний напрямую участвуют в финансировании, и весь европейский бизнес, кроме зеленой энергетики, выступает за строительство газопровода», – заявил собеседник «ПолитРоссии». 

По словам эксперта, смысл санкций США против «Северного потока – 2» заключается в том, чтобы не дать Москве построить обходной газопровод, перекрыть транзит топлива через Украину и сократить поставки российского газа в Европу. 

«Освободится доля на рынке, возникнет дефицит, от чего поднимутся цены, и можно будет рентабельно поставлять туда американский СПГ. И, в общем-то, в санкционных документах США это и написано черным по белому. Они принимают санкции для того, чтобы помочь своей сланцевой промышленности. Европейцы понимают, что весь этот банкет будет за их счет. То есть повысится цена, и они ее будут платить. Конечно, они не хотят развития подобного сценария. Они выступают не то что за “Северный поток – 2”, а за возможность выбора поставщика, за свободный рынок, за конкуренцию», – рассказывает Игорь Юшков

«Северный поток – 2» не требует привлечения государственных денег европейских стран, в отличие от таких проектов, как Baltic Pipe, в рамках которого из Норвегии в Польшу должно поставляться 10 кубометров газа. 

«У Норвегии газа этого нет, у них четвертый год подряд снижается добыча. Плюс ни у кого денег нет. И приходится в четыре транша со стороны Евросоюза давать на реализацию данного проекта. А “Северный поток – 2” реализуется бесплатно для ЕС. Там только коммерческие компании дают деньги, половину из них – “Газпром”. И получается, что остановить реализацию проекта “СП-2” можно только очень жесткими санкциями, то есть прямым запретом для европейских государственных органов, например, на ввод в эксплуатацию, на сертификацию, на использование, на покупку газа, который идет по этому газопроводу. То есть ударить уже не по России, а непосредственно по ЕС», – предположил экономист. 

Подобное решение администрации Джо Байдена будет воспринято Европой очень плохо и испортит отношения США и ЕС еще больше, чем во времена президентства Дональда Трампа, уверен Игорь Юшков

«Байден пришел к власти, наоборот, обещая, что вернется старая добрая Америка, которая будет учитывать интересы и заботиться о ЕС. Недавно на Мюнхенской конференции он это повторил, что США вернулись. Такой тезис – это классическая дипломатия, когда вы не игнорируете интересы своего оппонента, партнера, учитываете их. Естественно, Байден не хочет, чтобы его винили в том, что он свои предвыборные обещания не выполняет и действует еще хуже, чем Трамп. Но, с другой стороны, на него давят американские политические элиты, указывая на то, что США общаются и идут навстречу европейцам и, соответственно, России», – отметил спикер. 

Так, недавно 40 американских сенаторов обратились с призывом к администрации Джо Байдена принять жесткие санкции в отношении «Северного потока – 2». В соответствующем письме были перечислены документы, благодаря которым такая возможность у Вашингтона есть. 

«Американские политические элиты на него давят. И если Байден это сделает, примет жесткие санкции, то испортятся отношения с европейцами. Поэтому, да, действительно, он оказался в очень сложном положении. Я думаю, что все-таки внешние политические интересы для него сейчас важнее. Он позиционирует Америку как глобальную сверхдержаву, которая следит за мировым порядком, а без хороших отношений с европейцами это делать невозможно», – подытожил Игорь Юшков

Автор: Дана Киселева

Источник: ПолитРоссия, 13.03.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики