Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > СПГ становится козырем новой российской энергетики

СПГ становится козырем новой российской энергетики

Конкуренция «Газпрома» и «Новатэка» в ЕС не является проблемой, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Популярной идеей стала конкуренция трубопроводного газа «Газпрома» и СПГ-поставок «Новатэка». 

После окончательного ввода в строй завода по сжижению газа «Ямал СПГ» компания «Новатэк» поставила на европейский рынок 22 млн тонн сырья и обошла по объемам американских поставщиков, которые в 2020 году продали в Евросоюз 20 млн тонн сжиженного природного газа (СПГ).

Для США европейский рынок является второстепенным, а для «Ямал СПГ» – приоритетом наряду с КНР, Японией, Южной Кореей и Тайванем, т. е. главными мировыми импортерами СПГ. В данный регион уходит львиная часть экспорта СПГ в мире.

Что касается «Газпрома», то его поставки в ЕС в 2020 году упали примерно на 20 млрд кубов газа. В 2019 году «Газпром» продал в Европу свыше 200 млрд кубов газа, а в 2020 показатель снизился до 179,3 млрд кубов, но все равно это очень большая цифра. 

Причины падения экспорта «Газпрома» кроятся не в СПГ, а в «коронакризисе», двух теплых зимах подряд (2018-2019 и 2019-2020 годов) и проблемами с Украиной при подписании нового транзитного соглашения в декабре 2019 года. У потребителей российского газа не было уверенности в том, что транзит сохранится, из-за чего европейские подземные хранилища газа были забиты под завязку, а осушились только месяц назад.

На газовом рынке ЕС обстановка напряжена

«Формальная конкуренция здесь существует: «Новатэк» отчитался, что 80% объемов с «Ямал СПГ» идет в западном направлении. Дальше происходят разночтения: в компании утверждают, что в Европе происходит перевалка СПГ, когда сырье с арктических танкеров перегружают в сухопутные резервуары, а дальше их забирают обычные танкеры и везут в разные части мира», – констатирует Юшков.

Присутствует даже маршрут поставок СПГ из Европы в Азию через Суэцкий канал, Красное море, Аденский залив и Индийский океан.

«Еще в «Новатэке» говорят о поставках СПГ в Испанию и Португалию, куда труба «Газпрома» не дотягивается. «Новатэк» считает, что у его СПГ нет конкуренции с трубопроводными поставками «Газпрома», но в компании другое мнение. В «Газпроме» уверены, что поставки с «Ямал СПГ» в ЕС вытесняют российский трубопроводный экспорт», – резюмирует Юшков

«Газпром» намекает на конечные потери государства из-за того, что «Ямал СПГ» не облагается экспортной пошлиной, налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и имеет пониженную налоговую ставку по налогу на имущество.

Проекты «Новатэка» субсидируются государством фискально – бюджет не имеет с прибыли, одновременно с этим начинания стоят дорого в плане кредитов. Китайский заем на данный СПГ-завод вышел российской стороне в копеечку.

«Здесь произошел жесткий корпоративный спор, а правы обе стороны. СПГ с Ямала приходит на европейский рынок и частично там остается, но чье именно сырье ямальские поставки там вытесняют, сказать непросто», – заключает Юшков.

Поставки «Новатэка» конкурируют как с другими СПГ-поставками, так и с экспортом «Газпрома». В любом случае спрос на СПГ в ЕС будет расти по причине роста потребностей в газе и уменьшения европейской добычи после закрытия месторождения Гронинген.

СПГ-проекты «Новатэка» развивают Северный морской путь

«Не надо забывать, что как только танкер выходит из Сабетты, где расположен порт «Новатэка», сырье становится собственностью других компаний: китайских, французских, испанской Gas Natural Fenosa и т. д.», – констатирует Юшков

Собственники определяют, куда им выгодней поставлять купленный в Сабетте СПГ, а не производитель в лице «Новатэка».

«В январе без ледокольного сопровождения на азиатский рынок прошло два танкера через Северный морской путь – такого никогда не было. Также были поставки с поддержкой ледоколов, а ведь раньше в зимние месяцы этого не случилось», – резюмирует Юшков.

Развитие Северного морского пути происходит медленнее планов, но именно в рамках проектов «Новатэка» существуют перспективы.

«Раньше сезон навигации там заканчивался в октябре и начинался в июне, а сегодня СПГ-танкеры ходят в январе, феврале и, возможно, в марте. Причиной этого стали высокие цены на азиатском газовом рынке», – заключает Юшков.

Так что, если конкуренция между «Газпромом» и «Новатэком» в Европе и есть, то она носит незначительный характер. «Газпром» сам недавно купил партию СПГ у «Новатэка» для поставки сырья на специфический британский рынок. 

«Ничего критичного здесь нет: российский СПГ становится лидером на европейском рынке», – констатирует Юшков.

Не все эти поставки «Новатэка» были потреблены в ЕС, многие из них были перепроданы. Существует проблема транспортного плеча: расстояния усложняют морские поставки (они ведь необходимы точно в срок), которые увеличивают себестоимость сырья.

«Главной трудностью «Новатэка» стало то, что «Ямал СПГ» был рассчитан на производство 16,5 млрд тонн СПГ в год, а выпускает завод примерно 19,8 млрд тонн. При этом СПГ-танкеры заказаны, исходя из проектных объемов», – резюмирует Юшков.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 15.03.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики