Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Зеленая» политика стран Атлантики определила направление экспорта угля из РФ

«Зеленая» политика стран Атлантики определила направление экспорта угля из РФ

Сокращение экспорта угля в страны Атлантики и наращивание поставок в Азиатско-Тихоокеанский регион обеспечит развитие отрасли, рассказал ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.

Экспорт угля в направлении стран Атлантики из Российской Федерации сократился в 2020 году. По подсчетам министра энергетики РФ Николая Шульгинова, в целом объемы упали с 221 млн до 208 млн тонн. 

А министерстве также отмечают сокращение показателей добычи на 9%: сейчас она находится на уровне 402 млн тонн. Наибольшее ухудшение отмечается в западном направлении, где страны заявили о декарбонизации, а также отказе от угольных станций и снижении потребления угля.

«Несмотря на то что человечество продолжит использовать это ресурс еще пару-тройку десятилетий, снижение объемов экспорта вполне вероятно на фоне увеличения потребления сжиженного природного газа и развития возобновляемых источников энергии. В некоторых западных странах подобный тренд проявляется уже на протяжении долгого времени. В государствах Европейского союза происходит очевидный масштабный отказ от угля.

Относиться к этому можно по-разному с учетом интересов России. Если страна делает ставку на реализацию природного газа на ближайшие полвека, то отказ Европы от угля оказывается выгодным, так как возобновляемые источники энергии хорошо сочетаются с угольной продукцией», – оценил данные Министерства энергетики эксперт Станислав Митрахович. 

Россия выбирает выгодные направления

Негативная тенденция при этом не распространилась на экспорт ресурса в государства Азиатско-Тихоокеанского региона. В этом направлении показатели выросли на 10% за 2020 год. Такой прирост вызвал ряд трудностей, с которыми столкнулись российские угольные компании.

Производители и поставщики вынуждены справляться с ограничением пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. Поэтому власти намерены в рамках жесткого графика развивать железнодорожную и энергетическую инфраструктуры Восточного полигона. За счет этого правительство планирует увеличить вывоз угля из Кузбасса на 24% к 2024 году.

«Потребление угля в странах Азиатско-Тихоокеанского региона больше, потому что их уровень экономического развития ниже уровня западных стран. Спрос на российский ресурс в этом направлении продержится дольше, несмотря на то что некоторые государства там активно развивают возобновляемую энергетику. 

В наибольшем количестве уголь используют Индия и Китай, поэтому одной из идей России является наращивание экспорта на Восток, для чего наращиваются мощности железных дорог БАМа и Транссиба», – добавил Митрахович.

Между тем в министерстве энергетики не скрывают, что уровень потребления угля в мире повышается. Востребованным ресурс остается в странах Азиатско-Тихоокеанского региона и Европейского союза, где на спрос положительно влияют неблагоприятные климатические условия. Глава ведомства прогнозирует рост добычи угля в текущем год у или сохранение ее на уровне 2020 года.

Станислав Митрахович напомнил, что Китай, Индия и Соединенные Штаты Америки планируют увеличить потребление угля в 2021 году. Отличия показателей от данных 2020 года станут наглядными, особенно с учетом общемировой ситуации с угольным спросом.

Тенденции рынка определяют стратегию РФ

Руководитель компании «Роснефть» и секретарь президентской комиссии по ТЭК Игорь Сечин не так оптимистично оценивает перспективы отечественной угольной отрасли. По его мнению, расширение экспорта на азиатские рынки находится под угрозой.

Это связано с действиями участников процесса в лице добывающих организаций, которые умышленно перенаправляют уголь в порт Тамань вопреки распоряжению комиссии по ТЭК от 2018 года. Тогда же правительство решило сделать акцент на развитии Восточного полигона и к 2025 году повысить отправку угольной продукции до 195 млн тонн, из которых 100 млн тонн должны отправляться в порты Приморского края и не менее 85 млн тонн на Ванино-Совгаванский узел.

«Отгрузки через порт Тамань – тема для дискуссии лоббистов промышленных и проектных направлений, в рамках которой стороны пытаются понять, куда целесообразнее вкладывать государственную помощь. 

Власти выбирают, кому из них помогать больше и чаще. Поэтому если все деньги уйдут на Восток, Тамань останется без объемов. Я думаю, что в долгосрочном плане у России больше перспектив на поставку угля в восточном, чем европейском направлении. Но в Европейском союзе при этом останутся страны, готовые покупать ресурс у РФ», – заверил собеседник агентства.

Игорь Сечин описал опасения в письме главе государства Владимиру Путину, в котором указал, что перенаправление экспорта в порт Тамань, где ставки перевалки превышают в 1,5 раза тарифы в Ванино и варьируются на уровне от 17-18 долларов за тонну, не способствует выполнению задач по развитию угольной промышленности в России и экономически не оправданно, поэтому грозит потерей доли на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона.

Логично, что Российская Федерация не отказывается от планов увеличения поставок угля на Восток, хотя вопрос об уровне спроса на ресурс, считает Митрахович, остается дискуссионным.

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 16.03.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики