Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Один любимый хорошо, а два — лучше

Один любимый хорошо, а два — лучше

Важной темой российско-украинских отношений продолжает оставаться энергетика. Политикам из соседнего государства приходится постоянно выбирать между интересами Москвы, Евросоюза, собственной экономики и электората. Серия последних июльских событий свидетельствует, что подконтрольные Виктору Януковичу силы придерживаются прагматично-нейтрального курса, когда акцент на экономические интересы элиты сочетается с балансированием между двумя основными внешнеполитическими партнерами.

Один из этих партнеров — Россия, которая близка к началу строительства крупнейшего экспортного газопровода Южный поток. Теперь, когда в Европе после кризиса обнаружился некоторый переизбыток газа, ясно, что старт этого очень затратного проекта поставит крест на Украине как ключевой транзитной державе. Задача украинской элиты — избежать неприятного варианта, получить гарантии сохранения транзита со стороны Евросоюза и России, мало чем пожертвовав взамен.

В феврале нынешнего года Янукович обратился к России и Украине с предложением создать совместный консорциум для модернизации украинской газотранспортной инфраструктуры. Но главная цель «Газпрома» — поучаствовать в контроле над украинской газовой трубой. Однако украинские политики ни словом не обмолвились о том, что готовы изменить национальное законодательство, пока такое участие не допускающее.

В этих сложных условиях, как отмечает директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, украинская элита в мягкой форме пытается реализовать традиционную постсоветскую «разводку» — привлечь на свою сторону Евросоюз и попугать Россию всякими альтернативами. «Например, на осень этого года уже назначен тендер на строительство терминала регазификации СПГ в Одессе; кампания в медиа должна показать, что он-то наконец обеспечит конкуренцию с российским газом, — говорит аналитик. — Хотя проект выглядит совсем неубедительно. Не решена проблема прохода гигантских метановозов через турецкие проливы, неясно, где найти средства и источники дешевого газа. Кинутый американскими потребителями Катар, который в прошлом году дешево распродавал лишний газ в Европе, в перспективе так работать не хочет. Объявлено, что около 60 процентов мощностей по производству сжиженного газа в этой стране будет остановлено на ремонт».

Весьма показательным стало принятие 13 июля украинским парламентом закона «О принципах функционирования рынка природного газа», который в рекордные сроки, всего за пару недель, прошел в украинском парламенте все три необходимых чтения. Он был принят в рамках обязательств по либерализации рынка газа, которые в марте 2009 года приняла на себя прежняя украинская власть. Подписанная тогда с ЕС Брюссельская декларация предполагала, что оранжевая элита получит 2,6 млрд долларов, необходимых для модернизации собственной ГТС без какого-либо участия России. Однако в нынешних действиях украинских властей политику заменяет расчет. Закон нужен, чтобы получить деньги от международных финансовых институтов и Евросоюза, понравиться Брюсселю, но при этом он компромиссен в отношении России — в нем, например, не учтены положения директивы 2009/73/ЕС, регулирующие инвестиции в газотранспортную инфраструктуру со стороны монополий третьих стран. Это позволяет «Газпрому» рассчитывать на поглощение местных активов. Равные права доступа к газопроводам и газовым хранилищам для всех субъектов рынка расширят возможности дочерней структуры «Газпромсбыт-Украина», которой пока позволено продавать конечным потребителям лишь небольшую часть газа. Правда, промышленные группы страны, тесно связанные с властью и не заинтересованные в разделе «газового пирога», вряд ли устранят другие юридические барьеры на пути экспансии российской монополии, в частности те, которые зафиксированы в законе «О трубопроводном транспорте». «Большая часть украинских облгазов, занимающихся локальными продажами ископаемого, принадлежит украинскому бизнесмену Дмитрию Фирташу, который при новой власти себя чувствует очень хорошо», — отмечает Константин Симонов.

Стоит добавить, что требуемая Евросоюзом либерализация предполагает выравнивание газовых цен на украинском и европейском рынках. В июле был принят законопроект, согласно которому стоимость газа для украинского населения со следующего месяца вырастет в полтора раза. Вместе с тем нашим соседям была предоставлена персонифицированная скидка на газ в размере 100 долларов за тысячу кубометров (около трети контрактной цены). На этот ценнейший для украинской тяжелой промышленности подарок никто покушаться не собирается. По мнению экспертов, в нынешнем виде принятый закон напоминает красивый, но бессодержательный фантик. Формально «Нафтогаз Украины» уже давно разделен на три структуры — «Укргаздобыча», «Укртрансгаз» и «Газ Украины». «Если функции принятия важных экономических и кадровых решений останутся за НАКом (де-факто за кабмином Украины), по сути ничего не изменится», — отмечает Владимир Омельченко. Принятый закон еще должен будет получить реальное наполнение в виде подзаконных актов, инструкций и т. п., в частности, регулирующих способы ценообразования на внутреннем рынке и деятельность облгазов. При этом реорганизация активов НАКа потребует согласования с кредиторами (европейцами) и поставщиками газа (россиянами). Как на нынешнюю активность украинцев отреагирует Евросоюз не ясно — экономическая выгода от модернизации украинской инфраструктуры для него неочевидна, а политический интерес угас вместе с оранжевой командой. Если заработать конфетку за фантик не получится, украинская элита, видимо, и дальше будет пытаться флиртовать с обоими ухажерами в процессе реальной реформы отрасли.

Автор: Иван Рубанов

Источник: Эскперт, 19.07.2010


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики