Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Глава «Газпрома» оценил в ₽180 млрд переход компании на российское ПО

Глава «Газпрома» оценил в ₽180 млрд переход компании на российское ПО

Он предложил исключить конкретные сроки миграции на отечественный софт

Глава «Газпрома» Алексей Миллер предупредил премьера Михаила Мишустина о рисках ухудшения финансовых показателей компании, если ее обяжут перейти на российский софт и оборудование к 2025 году. Затраты на это он оценил в ₽180 млрд

Глава «Газпрома» Алексей Миллер оценил суммарный объем затрат компании на мероприятия, предусмотренные проектом президентского указа о переходе на «преимущественное использование» российского программного обеспечения (ПО) и радиоэлектронное и телекоммуникационное оборудование, в сумму «от 180 млрд руб.».

Об этом говорится в письме Миллера, которое он отправил премьеру Михаилу Мишустину 5 марта. У РБК есть копия письма, его подлинность подтвердил источник в «Газпроме». В этом письме топ-менеджер просит исключить из проекта указа «О мерах экономического характера по обеспечению технологической независимости и безопасности объектов критической информационной инфраструктуры» конкретные сроки перехода на российских софт и оборудование (согласно текущей версии документа, на российское ПО нужно перейти до 1 января 2024 года, а на оборудование — к началу 2025 года).

«Принятие указа в текущей редакции приведет к существенной единовременной финансовой нагрузке и рискам негативного влияния на экономические показатели «Газпрома», — пишет Миллер. Обоснования и расчет потенциальной суммы ущерба в письме не приводятся. Чистый убыток «Газпрома» за первые девять месяцев 2020 года составил более 218 млрд руб. против прибыли в размере более 1,1 трлн руб. годом ранее.

Письмо Миллера находится на рассмотрении в Минцифры, которое участвовало в подготовке проекта президентского указа, сообщил РБК представитель ведомства.

Глава пресс-службы «Газпрома» Сергей Куприянов отказался от комментариев. РБК направил запросы пресс-секретарю президента Дмитрию Пескову и в пресс-службу правительства.Какие поправки предлагает «Газпром»

Миллер просит Мишустина также поручить Минцифры и Минпромторгу рассмотреть и учесть предложения «Газпрома» по доработке этого президентского указа, а также связанных с ним проектов постановления правительства. Ранее компания обращалась с этим в министерства, но ее предложения не были учтены, утверждает он.

К письму главы «Газпрома» приложены замечания к тексту проекта указа, которые его первый заместитель Олег Аксютин 22 января направил в Минпромторг. В этих замечаниях исключены сроки перехода на российское ПО и оборудование. Вместо этого топ-менеджер предлагает добавить в документ пункт о том, что компании, которые относятся к субъектам критической информационной инфраструктуры (в их число входит «Газпром»), должны разработать и утвердить планы перехода на преимущественное использование российского ПО и оборудование.

«Газпрому», как и другим нефтегазовым компаниям, принадлежат опасные производственные объекты. Переход таких объектов на российское ПО и оборудование в соответствии с законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» является техническим перевооружением, которое, как правило, возможно только при приостановке их работы, предупреждает Аксютин.

Основной объем ПО и оборудования, применяемого на опасных производственных объектах, представляет собой единые программно-аппаратные комплексы, замену которых нужно производить единовременно, но только после проведения аудита существующего софта и подготовки плана его замены. Аксютин подчеркивает, что этап планирования работ «критически важен» для их реализации, и предупреждает о «высоких рисках» срыва сроков подготовки и утверждения таких планов. В проекте указа говорится, что они должны быть подготовлены всего за несколько месяцев, к 1 июля 2021 года. Он предлагает перенести подготовку плана перехода на российское ПО и оборудование на девять месяцев с момента утверждения документа.

Перейти на российский софт и оборудование в течение трех-четырех лет будет нереально, считает независимый эксперт в области информационной безопасности Алексей Лукацкий. За такой срок можно будет только заменить офисное ПО. «Нужно дождаться окончания жизненного цикла текущего промышленного софта и «железа». Пока зарубежное оборудование работает, нужно проводить процедуру тестирования и пилотирования отечественных решений. Тогда вводимое оборудование не приведет к сбою и не повлечет за собой негативных последствий, например экологической или техногенной катастрофы», — сказал он.

Заместитель главы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач соглашается, что сроки перехода на российское ПО и «железо» даже под угрозой санкций не нужно форсировать. «Это ведет к экстремальным расходам, которые «Газпрому» не по плечу без увеличения долговой нагрузки или урезания других важных статей расходов», — говорит эксперт. Только на газификацию регионов компании предстоит потратить 526 млрд руб. за пять лет, и это приоритет, напоминает он.

А президент некоммерческой организации «Союзнефтегазсервис» Игорь Мельников считает, что разработать конкурентноспособное промышленное российское ПО или технику можно только при поддержке всех компаний ТЭК, ведь есть много видов софта и оборудования, которое использует каждая из них. В этом случае, как убежден собеседник РБК, продукт можно сделать быстрее, и это не ударит по финансовым показателям каждой из компаний.

Как планировали перевести на российский софт компании и банки

Весной 2020 года Минцифры (на тот момент Минкомсвязь) опубликовало первую версию проекта перевода на отечественные разработки и софт: та версия предполагала переход до 1 января 2021 года для софта и до 1 января 2022 года — для «железа».

Но документ раскритиковали владельцы подобной инфраструктуры: в частности, Ассоциация банков «Россия» (АБР) предупреждала, что реализация предложений в указанные сроки создаст риски масштабных перебоев в работе финансовых учреждений. Согласно ее расчетам, переход на отечественные аналоги может обойтись банкам более чем в 700 млрд руб., а с учетом сжатых сроков эта сумма может быть еще больше. Банкиры указывали, что средние сроки такой замены с учетом непрерывности деятельности и постоянной транзакционной нагрузки банков составят не менее трех лет при наличии готовых решений или пять-семь лет, если потребуется их поиск, тестирование и доработка.

В итоге осенью министерство опубликовало новую версию проекта со сроком перехода на отечественное ПО с 2024 года, а на оборудование — с 2025-го. АБР критиковала и эти сроки. Ассоциация просила ЦБ продлить переход как минимум до 2027–2028 годов.

В свою очередь, представители ассоциаций, объединяющих ИТ-компании, наоборот, просили ускорить переход. Председатель правления Ассоциации разработчиков программных продуктов (АРПП) «Отечественный софт» Наталья Касперская и исполнительный директор Ассоциации российских разработчиков и производителей электроники (АРПЭ) Иван Покровский в письме на имя президента Владимира Путина указывали, что именно в ближайшие годы будут реализованы программы цифровизации экономики, и если отложить переход на отечественное ПО и оборудование, то «это поставит в зависимость от зарубежных вендоров не только отрасль информационных технологий, но в целом экономику и систему государственного управления».

Санкции и острая конкурентная борьба с ведущими ИТ-державами, в которых находится Россия, создают «угрозу государственной безопасности в виде потери цифрового, а за ним и национального суверенитета», подчеркивали они. В качестве примера представители ИТ-ассоциаций в том числе приводили дистанционное отключение через спутник компрессорных станций «Газпрома», которое произошло в 2012 году (сам «Газпром» сообщил об этом случае в 2019 году). Нельзя допустить, чтобы объекты критической информационной инфраструктуры, в том числе «Газпрома» и других госкомпаний, находились в руках зарубежного вендора — это неправильно и не соответствует задачам по обеспечению безопасности этих объектов, сказал РБК Покровский.

Предлагаемое регулирование не направлено на безусловное использование и замену всего иностранного программного обеспечения, телекоммуникационного оборудования и радиоэлектронной продукции, отметил представитель Минцифры. По его словам, преимущественное использование означает, что при наличии выбора между аналогичным российским и иностранным ПО и оборудованием приоритет должен отдаваться российскому. Российские ИТ-компании до сих пор конкурировали с разработчиками импортного оборудования и ПО в условиях, когда они не получали никакой поддержки, отмечает Покровский. Если «Газпром» будет строить свою политику, в основном опираясь на российские решения, это позволит продвигать российский софт и оборудование на более масштабные рынки, заключает собеседник РБК.

Авторы: Людмила Подобедова, Инна Сидоркова

При участии: Наталья Галимова

Источник: РБК, 23.03.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики