Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > В Минэнерго не ожидают резкого роста стоимости бензина

В Минэнерго не ожидают резкого роста стоимости бензина

О возможном подорожании топлива к концу года на 14% предупредили в Независимом топливном союзе. В Минэнерго уверены, что принятых упреждающих мер достаточно

В Минэнерго опровергли возможность резкого роста стоимости бензина. Ранее о том, что цены на бензин в рознице до конца года могут вырасти выше уровня инфляции, в письме премьеру Михаилу Мишустину предупредил Независимый топливный союз. Там отметили, что, по пессимистичным прогнозам, бензин подорожает на 14%.

Как объяснил замглавы Минэнерго Павел Сорокин, ситуация на нефтяных биржевых рынках стабилизировалась, а рост цен на АЗС соответствует пределам инфляции. По его словам, принятых правительством мер достаточно для сохранения нормальной ситуации. Вместе с тем министерство продолжает мониторинг цен «на предмет дополнительных действий в случае необходимости».

Замминистра также сообщил, что 1 мая в России заработает новый механизм топливного демпфера, его формулу переработали в сторону увеличения.

«Демпфер показал себя как эффективный механизм по сдерживанию темпов роста на АЗС, который в течение последних нескольких лет успешно достигал своей задачи. Те корректировки, которые сейчас предлагаются и которые будут внесены с 1 мая, позволяют донастроить его до соответствия текущей ситуации на рынке. И мы считаем, что категорически нельзя даже обсуждать отмену данного механизма, потому что это может привести к непоправимым последствиям для рынка».

Демпфирующий механизм был создан для сдерживания цен на топливо на внутреннем рынке России. Его суть в том, что если экспортная цена бензина и дизтоплива выше условной внутрироссийской, то государство компенсирует нефтекомпаниям часть этой разницы, чтобы они не повышали цены в России. А если российские цены выше экспортных, то нефтяники делятся с государством частью своей сверхприбыли от внутренних продаж топлива.

Таким образом, государство регулирует цену в ручном режиме. Для этого есть сложная формула расчета, и при ее корректировке нефтяникам можно выплачивать больше денег. Комментирует ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков:

«Коэффициент поменял — нефтяникам уже выплачиваешь больше денег, соответственно, они в большей степени смогут сдерживать рост цен. Потому что сейчас для нефтяников выгоднее просто экспортировать нефть, чем направлять ее на переработку для внутреннего рынка. Они об этом и говорят, и угрожают правительству, по сути, что если вы ничего не поменяете в демпфере, тогда мы просто будем все экспортировать, перерабатывать нам будет невыгодно, и вы получите вообще дефицит на внутреннем рынке. Либо дайте нам повысить цены для российских потребителей на АЗС, либо корректируйте демпфирующий механизм. И так как правительство не хочет роста цен на внутреннем рынке, оно корректирует демпфирующий механизм. Это решение было принято уже фактически две недели назад, и новый демпфер заработает с 1 мая, но кулуарные договоренности были достигнуты о том, что уже сейчас нефтяные компании в обмен на коррекцию с 1 мая поднимут объем переработки, насытят внутренний рынок по фиксированным ценам. Поэтому проблема-то решена, просто сейчас надо ее уже воплотить, мониторить, чтобы нефтяные компании со своей стороны выполняли это джентльменское соглашение — насытили внутренний рынок, в том числе пустили побольше топлива на биржу, потому что с биржи топливо скупают независимые АЗС, их тоже в стране довольно много, и они просто так корректировать цену не могут, потому что они покупают топливо у больших нефтяных компаний. Поэтому надо просто дождаться выполнения договоренностей, которые были достигнуты в марте. Для обычного потребителя это будет выгодно на первый взгляд, потому что все равно деньги нефтяным компаниям достанутся из бюджета, а это значит деньги обычных граждан. Но этого никто не заметит, потому что никто из простых людей не смотрит, как расходуется бюджет, а ценники на АЗС все видят каждый день».

Демпфер не принесет заправкам какое-то благо — он просто не дойдет до АЗС, а останется на НПЗ, считает руководитель сети АЗС GP Vympel Екатерина Савкина.

— Мало того что мы работаем без прибыли, мы работаем в прямой убыток. Выходом из ситуации мы видим кратное увеличение объемов продаж на бирже. Была какая-то профанация, связанная календарно со сроками проведения совещания у Новака, то есть были в какие-то отдельно взятые дни всплески. Объемы, наверное, для статистики были увеличены, но в целом ситуация не поменялась.

— Топливный демпфер вам, получается, тоже не даст ничего?

— До заправок он не транслируется. У нас есть такая тенденция, что цены, поднявшись хоть раз, имеют свойство не опускаться. Я думаю, так как вся цепочка нефтепереработки работает на грани рентабельности или даже убыточно (как нам говорят, и переработка убыточна, и розничная продажа убыточна), я думаю, что деньги всем нужны, поэтому демпфер останется там, кому его дали, а дали его переработчикам.

— Каков ваш прогноз, если продажи не увеличат?

— Живем с мыслью, что рано или поздно у нас просто кончатся оборотные средства, которые мы проедаем, и нам придется заматывать шланги. Цена тонны топлива уже перевалила историческую отметку, по 95-му, допустим, в 60 тысяч рублей в мелком опте. Такого, наверное, не было вообще никогда. Это очень дорого. На стелах АЗС это не транслируется, потому что стелы искусственно ограничиваются. А в опте имеем, наверное, рыночные цены.

Как пишут «Известия» со ссылкой на данные Thomson Reuters Kortes, средние розничные цены на 92-й бензин с 15 по 19 марта выросли на 14 копеек по сравнению с предыдущей неделей и составили 44 рубля 83 копейки за литр, стоимость бензина Аи-95 выросла на 11 копеек до 48 рублей 21 копейки за литр.

Источник: BFM.RU, 23.03.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики