Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > НАТО против "Северного потока–2": зачем альянс принялся за энергетику

НАТО против "Северного потока–2": зачем альянс принялся за энергетику

Североатлантический альянс не имеет никакого отношения к газопроводу "Северный поток–2", но ради "сдерживания" России готов вмешаться и в этот вопрос.

Страны-участники НАТО не имеют общей позиции по проекту "Северный поток–2". Об этом заявил генсек альянса Йенс Столтенберг по итогам первого дня заседаний Совета НАТО. По его словам, отсутствие единства не влияет на намерение альянса усиливать энергетическую безопасность путем диверсификации источников поставок энергоресурсов.

"Есть разные позиции у союзников по НАТО в отношении проекта "Северный поток–2". Не только США, но и некоторые другие союзники настроены критически, но есть и союзники с противоположной позицией. Поскольку НАТО принимает совместные решения, она не выработала общей позиции по "Северному потоку–2". Мы сконцентрировались на том, как мы можем повысить диверсификацию поставок и как противостоять вызовам в области энергетической безопасности", – приводит его слова РИА Новости.

Официальный представитель российского МИД Мария Захарова прокомментировала неоднозначное заявление Столтенберга.

"А почему у военной организации должна быть общая позиция в отношении бизнес-проекта суверенных государств? Или альянс планирует инвестировать?" – поинтересовалась Захарова.

Аналогичный вопрос Baltnews задал ведущему аналитику Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорю Юшкову. Эксперт указал, что НАТО не имеет никакого отношения к энергетическим проектам.

"Действительно, НАТО никак не связан с газопроводами, и вообще это формально военно-политический альянс, который создавался для противодействия СССР. Они действительно не должны заниматься экономическими вопросами, и даже термин энергетической безопасности у них не фигурирует. Они не должны этим заниматься, и официально у них цели такой нет. Но в реальности, конечно, они такие вопросы ставят перед собой, даже существовала концепция некоего энергетического НАТО", – пояснил он.

По словам Юшкова, в последний год эта идея существования "энергетического альянса" возрождается с подачи США. У прошлой американской администрации статьи расходов на оборону и на энергоресурсы были связаны следующим образом:

"Они открыто заявляли при Трампе, что одни члены НАТО должны покупать у других членов НАТО, которые являются экспортерами, и не покупать у врагов НАТО, то есть у России. Трамп прямо публично во время визита в Германию в 2019 году об этом говорил и называл немцев жуликами, потому что по стандарту НАТО у каждого члена альянса 2% ВВП должно направляться на военные расходы".

"У Германии и других членов на оборону направляется меньше, и Трамп обвинял их в том, что они недоплачивают на оборону, и из-за этого США должны были за них обеспечить безопасность. То есть самим деньги тратить. При этом Германия покупает газ у России – страны, от которой они обороняются. Хотя, конечно, на оборону направляются бюджетные средства, а газ покупают коммерческие компании", – пояснил Юшков.

Это не мешало Трампу заявлять о том, что европейцы должны взять на себя обязательство покупать энергоресурсы у других членов НАТО.

"Безопасный и политически правильный газ. А есть, оказывается, политически неправильный газ. То есть НАТО как позиционировал себя неким важным субъектом в противодействии России, так и продолжает это делать в военной сфере, политической и в том числе энергетической".

Стоит поинтересоваться у Столтенберга, есть ли у НАТО общая позиция по газопроводу Baltic Pipe из Норвегии в Польшу, отметил Юшков.

"Формально страна – не член ЕС собирается поставлять газ в страну-член ЕС. Вот по этому газопроводу есть позиция? Или по СПГ-проектам? То есть, конечно, любыми другими проектами – не российскими – НАТО не занимается. Здесь все притянуто за уши, и дело не в энергетике, а в том, что НАТО является организацией, которая позиционирует себя как сдерживающий фактор по отношению к России".

Источник: Baltnews.lv, 24.03.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики