Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия станет одним из лидеров СПГ, если быстро введет два проекта

Россия станет одним из лидеров СПГ, если быстро введет два проекта

Российское правительство утвердило долгосрочную программу развития производства сжиженного природного газа. 

За 15 лет производственные мощности заводов должны вырасти в три раза.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков прокомментировал для «Журналистской правды», какие рынки будут перспективны для российского СПГ и насколько он конкурентоспособен.

«В новую программу развития СПГ-отрасли по сути включили всё, что только возможно, даже те проекты, которые, может быть, никогда не будут реализованы. Есть определенная градация: реализуемые проекты, точно запланированные и возможные.

Тем не менее мы видим довольно много проектов, которые находятся в нулевом цикле реализации: они заявлены, но в реальности никакие существенные работы по созданию на их базе СПГ-заводов не ведутся. Например, это Штокмановский проект, хотя и довольно проработанный. В 2000-2010-е годы этот проект существовал. Штокмановское месторождение – второе в мире по запасам газа, но сложность в том, что оно шельфовое, очень отдалено от берега и имеется серьезная ледовая нагрузка. Получается, нужно добывать газ, транспортировать его на берег, отделять жидкие фракции от метана, метан сжижать – себестоимость такого СПГ будет очень высокой. «Газпром» раньше планировал сжижать газ в рамках Штокмановского проекта и отправлять его в США, это было до того, как там произошла сланцевая революция. США были крупнейшим импортером газа с высокими ценами. После сланцевой революции США стали добывать столько газа, что хватило не только для внутреннего рынка, но еще и на экспорт. Поэтому Штокман оставили будущим поколениям. Вполне возможно, что он действительно никогда не будет разработан, несмотря на то, что месторождение огромное. Технологически запасы подтверждены, и все варианты строительства СПГ-завода проработаны. Но на его разработку нужны очень большие затраты.

В этой же программе есть и менее проработанные проекты, например, «Восток Ойл» («Роснефть»). Они заявляют, что будут сжижать большие объемы. Хотя проект только-только начинается и преимущественно нефтяной. Газовая составляющая там появилась довольно неожиданно, да и объемы большие – порядка 50 млн. тонн. Есть ли достаточная ресурсная база и какова себестоимость такого СПГ – сказать сложно, потому что в условиях Арктики нужно с нуля строить всю инфраструктуру (порт, завод, газопроводы, дороги и всё остальное).

Есть еще более сложные проекты, о которых мы чуть ли не первый раз слышим. Например, о том, что СПГ-завод «Роснефти» будет на месторождении в Карском море – те самые «новоземельные» участки, где «Роснефть» открыла месторождение «Победа». Они довольно слабо изучены. Первое бурение было в 2014 году. Здесь можно говорить о довольно высокой себестоимости и слабо проработанной концепции.

Если кто-то когда-либо заявлял о СПГ-проектах, то они все попали в эту программу. Малотоннажные, среднетоннажные, рассчитанные на внутренний рынок и на экспорт, даже если компании сами сомневаются, что смогут реализовать проект.

Безусловно, мы больше будем производить СПГ, прежде всего, за счет проектов «Новатэка» на Гыданском полуострове, за счет завода «Газпрома» в Усть-Луге, возможно, на Сахалине увеличится объем производства СПГ.

Сомневаюсь, что все указанные в программе проекты будут реализованы. Скорее всего, включили по максимуму, но в реальности компании все эти проекты не реализуют. Россия станет, да и уже сейчас является довольно заметным игроком на рынке СПГ. Может быть, станет одним из лидеров, если будем быстро вводить проекты на Ямале и Гыдане. Основная ставка делается на эти участки.

Мы в любом случае будем находиться в пятерке стран-лидеров по производству СПГ. Сейчас заложено строительство нового атомного ледокольного флота. На «Звезде» строится атомный ледокол «Лидер», который будет в два раза мощнее существующих ледоколов. Он на большой скорости сможет прокладывать путь в любых льдах по Северному морскому пути. Конкурентное преимущество наших проектов заключается в том, что мы можем поставлять газ по Северному морскому пути как в Европу, так и в Азию.

Для Китая это довольно интересное предложение, потому что чем больше он конфликтует с США, тем опаснее для него становятся поставки с юга любых углеводородов. В этом плане арктические углеводороды будут безопасной заменой и диверсификацией источников поставки газа».

Опубликовано: Журналистская правда, 24.03.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики