Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > США предупредили Германию о возможных санкциях за «Северный поток-2»

США предупредили Германию о возможных санкциях за «Северный поток-2»

Российский экспортный газопровод стал трансатлантической трубой преткновения

Главы внешнеполитических ведомств Америки и Германии так и не пришли к компромиссу по «Северному потоку-2» (СП-2). На переговорах в Брюсселе 24 марта госсекретарь США Энтони Блинкен предупредил главу МИД ФРГ Хайко Мааса: если строительство российского экспортного газопровода не прекратится, «мы примем решение по санкциям» в отношении Германии.

Между тем, по данным издания Politico, президент Джо Байден оказался «между молотом и наковальней»: c одной стороны, он твердо намерен помешать реализации проекта, и вместе с тем не хочет ссориться с Берлином, которому «Северный поток-2» жизненно необходим. А известный немецкий политолог Александр Рар считает, что конфликтное развитие событий между двумя ведущими партнерами по НАТО и вовсе может привести к полномасштабной торговой войне Америки с Германией. Мы спросили российских экспертов, какие еще санкции может наложить на СП-2 Вашингтон и насколько они способны остановить или затормозить проект, уже готовый, по немецким оценкам, на 98%.

Игорь ЮШКОВ, эксперт Финансового университета при правительстве РФ:

«Все надежды немцев на то, что американцы поменяют свой подход к «Северному потоку-2» оказались тщетными. При любой администрации они будут отстаивать собственные интересы. Им нужно выдавить Россию с газового рынка ЕС или хотя бы частично перекрыть ей возможность поставок энергоносителей. Этого можно добиться, лишь заблокировав строительство СП-2, заперев Россию на украинском транзите, а затем перекрыв каким-то образом сам транзит. Что при Трампе, что при Байдене - эта задача остается в повестке дня Вашингтона. Пока же США хотят добиться, чтобы Европа сама отказалась от проекта, чтобы не вводить против нее официальные санкции. Едва ли Белый Дом пойдет на жесткое обострение отношений с ЕС и Германией, для Байдена это огромный репутационный риск. Ситуация патовая, переговоры будут продолжаться. По сути, у американцев остается только один приемлемый вариант действий – добиваться выгодного для себя компромисса. Думаю, они будут настаивать, чтобы, во-первых, Германия строила у себя приемные СПГ-терминалы (пока на ее территории нет ни одного), во-вторых, чтобы немцы подписали с Соединенными Штатами долгосрочные контракты на закупку определенных объемов американского сжиженного газа.

Что касается новых санкций, которыми грозит Блинкен, то теоретически они могут коснуться немецкого города-порта Мукран, где хранятся трубы для «Северного потока-2». Отсюда эти трубы забирают суда снабжения, ведущие достройку трубы. Получается, что надо вводить санкции в отношении портовых служб Мукрана, который принадлежит местной общине, а де-факто – немецкому государству. Пойдет ли на это Вашингтон? Здесь есть очень тонкая дипломатическая грань, не нарушить которую американцам будут сложно».

Артем ДЕЕВ, руководитель аналитического департамента AMarkets:

«Пока крайне сложно понять, какие именно санкции могут быть еще введены. Однако нет никаких сомнений, что они затормозят процесс строительства «Северного потока-2»: ведь именно этого добивается администрация Байдена. Эти ограничения могут, к примеру, коснуться уже наземной инфраструктуры газопровода, что сделает проблематичным его использование после сдачи в эксплуатацию. Что касается переговоров между США и Германией, то, судя по всему, стороны ведут некий торг. Очень похоже, что Берлин согласен на «откупные»: немцы построят новые терминалы для приема американского СПГ в обмен на снижение санкционного давления по СП-2. Пока же остается констатировать: даже без новых санкций строительство газопровода затянулась на полтора года (его сдача изначально была назначена на конец 2019-го). Новые санкционные пакеты, которые США вводили постепенно, уже не позволяют без задержек достроить СП-2 в водах Дании – судно «Академик Черский» до сих пор не приступило к работам, поскольку не имеет необходимых сертификатов от международных организаций. А те их не выдают как раз из-за американских санкций».

Автор: Георгий Степанов

Источник: МК, 25.03.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики