Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Перебои с топливом и сельхозпродуктами: первые последствия перекрытия Суэцкого канала

Перебои с топливом и сельхозпродуктами: первые последствия перекрытия Суэцкого канала

Сегодня операция по его освобождению продолжилась. Часть судов пошла в обход Африки, более 300 стоят в пробке. В результате в Сирии уже начал ощущаться дефицит горючего, а в Финляндии ожидают истощения запасов кофе

Один из крупнейших в мире контейнеровозов, Ever Given, перекрыл Суэцкий канал в минувший вторник, 23 марта, практически воткнувшись в берег. Над освобождением судна работают буксиры и бульдозеры. По последним данным, в пробке, которая видна в 65 километрах от южного входа в канал, застряли почти 370 судов.

Накануне вечером севший на мель контейнеровоз удалось сдвинуть с места почти на 29 метров, сообщает Bloomberg со ссылкой на заявление компании Inchcape Shipping Services. Эту небольшую победу стоящие в пробке суда праздновали радостными гудками. 

Проведению операции мешают сильный ветер и прилив, рассказывает главред сетевого издания «Морской бюллетень» Михаил Войтенко:

— Вчера его расшевелили немного. Хоть как-то, но тронули с места. В общем и целом, тьфу-тьфу, ожидаю, что его должны в ближайшее время, в ближайшие дни, может быть, даже часы либо снять, либо развернуть. Короче говоря, должны освободить судовой проход для движения.

— Влияют ли как-то приливы на эту операцию?

— Там приливы копеечные, потому что там разогнали снаряды, углубляют. Я понимаю, что он такой здоровенный, но его инерция имеет пределы. Инерция складывается из ветра и скорости, а у него скорость была 12 узлов, небольшая. Так что, я думаю, что должны его сдернуть.

— А с оставшимися кораблями ситуация лучше?

— Компании, чьи суда, особенно большие суда, — им еще было далеко до канала. Кто-то находился в Атлантическом океане, кто-то находился в Индийском. Ряд компаний принял решение, не дожидаясь разрешения ситуации с Ever Given, направить суда в обход Африки. А те, кто стоял и стоит на рейде в районе Суэцкого канала или в самом канале, как стояли, так и стоят, ждут.

Из-за ситуации в Суэце Сирия ограничила поставки топлива внутри страны. Дефицит горючего в арабской республике наблюдался еще до происшествия с Ever Given, поэтому страна первой пострадала из-за срыва поставок. Как заявили сирийские власти, ограничения необходимы для гарантированного снабжения топливом больниц и других важных объектов. Комментирует ведущий эксперт Фонда национальной энергобезопасности и Финансового университета Станислав Митрахович:

«Через Суэцкий канал проходит до 10% мировой морской торговли нефтью, поэтому, конечно, те страны, особенно азиатские, которые зависят от транзита нефти по Суэцу, страдают. Тут, кстати, зависимость двусторонняя. С одной стороны, зависят европейские страны, которые нефть получают с Ближнего Востока, с другой стороны, часть нефти, нефтепродуктов идет как раз в азиатские страны по Суэцкому каналу. Поэтому те страны, которые находятся в наиболее уязвимом положении с точки зрения экономического положения, с точки зрения политической нестабильности (такие, как Сирия) больше страдают. Те страны, которые более благополучны, которые имеют запасы нефтепродуктов, конечно, тем проще пережить любой кризис, в том числе кризис с поставками товаров и энергоресурсов, которые идут по Суэцкому каналу. Если говорить про поставки нефти, то существуют поставки нефтепроводные, из тех же стран Ближнего Востока. Часть нефти Саудовская Аравия может отправлять через нефтепровод, идущий в сторону Красного моря. А для поставки нефтепродуктов в Сирию, я думаю, можно использовать схему поставок по тому же маршруту, по которому Россия поставляла военные грузы в Сирию, то есть морским транспортом через Черное море».

На стоимости топлива внутри России перекрытие Суэцкого канала вряд ли скажется, но оно может повлиять на отношения с нашими торговыми партнерами, отмечает гендиректор «Независимого аналитического агентства нефтегазового сектора» Тамара Сафонова:

«Если раньше ценность судов с высокой грузоподъемностью была неоспорима, то сейчас уже задумались и по поводу обратного эффекта. Возникающие заторы таких судов очень сложно быстро локализовать. На текущий момент из России грузы направлялись в страны АТР через Суэцкий канал из российских морских терминалов Азово-Черноморского региона, кроме того, через Суэцкий канал проходят также танкеры, которые доставляют сжиженный газ с арктического проекта и арктическую нефть, также танкеры, транспортирующие нефть из Каспийского трубопроводного консорциума. На текущий момент застряли в Суэцком канале не менее семи танкеров с нефтью и порядка 15 судов с нефтепродуктами. Ситуация с возникшей пробкой оказала влияние на цены на нефть, на нефтепродукты, на судовое топливо, на ставки фрахта, они каждый день значительно взлетали. И в дальнейшем, естественно, те грузы, которые направлены именно на удовлетворение спроса на нефтепродукты либо на получение сырья, которое необходимо для нефтеперерабатывающих заводов, безусловно, окажут влияние на дисбаланс спроса и потребления в тех регионах, где ожидаются эти поставки».

В Финляндии тем временем вскоре может начаться дефицит кофе. Как пишут местные СМИ, задержка поставок на две-три недели может привести к истощению запасов у многих европейских производителей кофейных зерен. В Суэцком канале застряли также более 250 контейнеров со свининой финского производителя Atria, которые направлялись в Азию. Ранее СМИ писали, что из-за перекрытия Суэца в мире могут начаться перебои с туалетной бумагой. Сырье для ее производства — целлюлозу — возят как раз через Суэцкий канал. По последней информации, суда с этим сырьем отправлены в обход Африки.

Пока сложно оценить, к дефициту каких еще товаров может привести перекрытие канала, говорит глава департамента корпоративных финансов Финансового университета Константин Ордов:

«Морская перевозка оставалась одной из самых дешевых до сегодняшнего дня. Скоропортящиеся товары никаким образом, наверное, не участвовали в подобного рода трансграничных торговых операциях. А все, что имеет длительный срок хранения, безусловно, можно встретить в перечнях того, что перевозится через Суэцкий канал. Мы с вами видим, там контейнеры измеряются тысячами, десятками тысяч штук. Что в этих контейнерах — мы, может быть, даже никогда не узнаем».

Потери мировой торговли из-за перекрытия Суэцкого канала и срыва грузоперевозок достигли 10 млрд долларов в день. Более 90% всех товаров в мире перевозятся контейнеровозами. Непосредственно Египет, на территории которого проходит спасательная операция, теряет около 14 млн долларов в день. Президент страны распорядился подготовить разгрузку севшего на мель судна.

Источник: BFM.RU, 28.03.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики