Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Выяснилось, как новые санкции повлияют на судьбу "Северного потока - 2"

Выяснилось, как новые санкции повлияют на судьбу "Северного потока - 2"

"Вероятный спад темпов роста мирового ВВП может составить около 0,5%"

Госсекретарь США Энтони Блинкен приоткрыл завесу тайны относительно санкций, которые Вашингтон готов предъявить европейским и, в первую очередь, немецким компаниям, если они продолжат сотрудничать с Россией по строительству и эксплуатации газопровода «Северный поток - 2» (СП-2). Пострадать могут не только строительные или сертификационные фирмы, замену которым «Газпром» сможет найти, но и крупнейшие инвесторы проекта. Насколько далеко американцы могут зайти в ужесточении конфронтации с Европой относительно российской экспортной магистрали, спрогнозировали эксперты «МК».

Угроза США наложить новые санкции на европейских участников СП-2 стала малоприятным итогом встречи Блинкена со своим немецким коллегой — главой МИД ФРГ Хайко Маасом. По одному из основных вопросов, касающемуся согласования проблем завершения строительства и ввода в эксплуатацию нового российского газопровода, стороны так и не достигли компромисса. Более того, американцы, которые до последнего времени обещали, что не предъявят немецким партнерам «Газпрома» никаких санкций, могут нарушить данное слово. По словам Блинкена, дополнительные ограничения рискуют затронуть компании, способствующие сертификации и дальнейшей эксплуатацию трубы. «У нас есть законы, которые требуют накладывать санкции на компании, которые материально помогают строить этот трубопровод. Я хотел убедиться, что наши партнеры понимают это», — подчеркнул госсекретарь США.

Впрочем, в позиции Блинкена содержится намек на то, что Вашингтон готов и дальше искать компромисс с Германией, явно заинтересованной в достройке СП-2. По его словам, разногласия по газопроводу не повлияют на отношения с Берлином. Оценить новые санкционные угрозы США и их возможное влияние на судьбу российской газовой магистрали, «МК» попросил экспертов.

Александр РОЗМАН, старший аналитик Forex Optimum:

«Санкционный арсенал США в отношении Германии представляется достаточно ограниченным. Персональные санкции против немецких политиков США не введут — это будет воспринято, как угроза для всего немецкого истеблишмента и может подорвать сотрудничество двух стран. Для Вашингтона это неприемлемо, учитывая расчет новой американской администрации на политическое доминирование в мире. Серьезные межгосударственные санкции, например, заградительные тарифы, со стороны США тоже невозможны: во-первых, Берлин непременно введет ответные меры, а высокая доля в немецко-американском товарообороте позволит нанести экономический урон обеим сторонам. Во-вторых, удар по Германии, которая является центральным элементом Евросоюза, равноценен удару по всему блоку. Последствия для США могут оказаться довольно неприятными — страны ЕС консолидируются в конфронтации со Штатами.

Если обмен санкциями между США и Германией произойдет, вероятный спад темпов мирового ВВП может составить около 0,5%. Берлин способен дать симметрично жесткий ответ: если ограничения будут введены против немецких политиков, то аналогичные ограничения, например на въезд в Германию или блокировку активов американских чиновников, предпримут и немецкие власти.

Остается только один вариант, который уже используется — это санкции в отношении отдельных компаний и их руководителей, которые имеют отношение к строительству и сертификации СП-2. Но Берлин отчетливо показал, что готов идти на подобные риски для завершения строительства трубопровода. Впрочем, на ограничения, которые США накладывают на отдельные компании, связанные со строительством и сертификацией СП-2, со стороны Германии, скорее всего, ответа не будет: их спишут на непредвиденные издержки, которые будут компенсированы доходами, полученными после запуска трубопровода».

Поэтому санкционная политика в отношении СП-2- это тупик для США, преодолеть который возможно либо при другом политическом руководстве в Германии, либо при другом политическом контексте, в котором Россия становится непримиримым врагом Берлина.

Сергей СУВЕРОВ, инвестиционный стратег УК «Арикапитал»:

«Хотя заявление американского госсекретаря сформулировано достаточно аккуратно, из его слов можно сделать вывод, кому в первую очередь направлена угроза Вашингтона — а именно, европейским инвесторам проекта. Их названия ни для кого не являются секретом: строительство финансировали французская ENGIE, австрийская OMV, британская Shell, а также немецкие Uniper и Wintershall Dea. Их совместные вложения оцениваются на уровне $ 4,5-5 млрд. Поскольку во время реализации проекта возникла опасность санкций, соглашение между партнерами СП-2 было трансформировано из долевого участия в инвестирование в рамках кредита, поэтому европейцы напрямую не являются владельцами трубы — все 100% акций оператора Nord Stream 2 принадлежат «Газпрому». За свои вложения иностранные инвесторы могут не беспокоиться — российская монополия вряд ли нарушит долговые обязательства.

Следовательно, последствия от санкций могут коснуться не только непосредственно бизнеса этих компаний, связанного с импортом российского газа, но и других их международных проектов. Практически у всех них существуют долгосрочные партнерские контакты с американскими корпорациями, и они могут пострадать от новых санкций, которыми грозит администрация Байдена. Угрожая ими, Вашингтон явно намеревается потеснить Москву на рынке энергоресурсов Старого Света. Но обрывая контакты с европейцами, американцы в значительной степени могут подорвать мощности собственной углеводородной отрасли. Уже с начала этого года более 30 американских энергокомпаний подали заявки о банкротстве. По оценке норвежской консалтинговой фирмы Rystad Energy, к концу 2022 года, при падении сырьевых цен, на пороге разорения окажется около 200 производителей углеводородов США».

Игорь ЮШКОВ, эксперт Финансового университета при правительстве РФ:

«Наиболее безболезненным способом прекращения столкновений Вашингтона и Берлина по поводу СП-2 может стать экономический договор о развитии поставок американского сжиженного газа (СПГ) в страны Старого Света. При всем развитии морской инфраструктуры Германии, в это стране до сих пор нет ни одного терминала по приему СПГ. Если при администрации бывшего президента Дональда Трампа американцы сами были готовы спонсировать строительство таких объектов в Европе, то теперь правительство Джо Байдена намерено вынудить страны ЕС заплатить за обустройство экспорта СПГ из-за океана. Смогут последовать и дополнительные требования — по поводу заключения долгосрочных договоров на закупку американского сжиженного топлива. Все обозначенные обстоятельства приведут к задержке пуска российского газопровода в эксплуатацию. Хотя представители «Газпрома» уверяют, что строительство трубы будет завершено в этом году даже несмотря на накаляющуюся атмосферу вокруг проекта.

Негативная риторика со стороны американских политиков продолжит усугубляться — на этом они зарабатывают политические очки внутри страны. При этом, несмотря на свою неопределенность, угрозы Вашингтона могут повлиять на некоторых европейских партнеров России — от участия в проекте уже отказалось несколько десятков участников проекта. За ними могут последовать и другие. Обеспечивающие сертификацию компании «Газпром» способен заменить, тем не менее, это займет некоторое время, которое американцы могут использовать для увеличения своей доли в европейском энергобалансе».

Автор: Николай Макеев

Источник: МК, 27.03.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики