Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Климат становится козырем России на переговорах с США

Климат становится козырем России на переговорах с США

России интересны переговоры с США по климатическим вопросам, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» руководитель социальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

Байден созывает саммит

Президент США Джо Байден пригласил президента РФ Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина на климатический саммит, который Вашингтон проведет 22 и 23 апреля в виртуальном формате. 

Всего американцы позвали 40 мировых лидеров, которые обсудят на площадке климатическую повестку. К началу саммита Байден собирается объявить о новых амбициозных задачах США по снижению выбросов в атмосферу к 2030 году.

«Зеленая» энергетика является составной частью программы Байдена: президент США пообещал потратить 2 трлн долларов на продвижение ряда экологических проектов. Аналогичная линия проводится в странах ЕС, которые хотят ввести углеродный налог. 

Однако такая политика, во-первых, имеет идеологический подтекст: с точки зрения экономической целесообразности существует много вопросов, а во-вторых, это инструмент геополитического давления США на другие страны, включая РФ и КНР.

Китай остается мировым лидером по потреблению угля и занимает ведущие позиции по нефти и газу. Экономика КНР зависит от углеводородов, а любое ограничение их потребления приведет к снижению темпов роста ВВП в стране. Что касается РФ, то наше государство является одним из ведущих в мире экспортеров нефти, газа и угля, а российские бюджет и экономика зависят от сырьевых доходов.

Западная углеродная политика нередко рассматривается в качестве способа создания трудностей России.

Россия давно ведет переговоры по климату

«В последние годы Россия демонстрирует стремление разменять политику на климат. Президент РФ Владимир Путин делал на Международном арктическом форуме заявления про то, что российская Арктика теплеет быстрее, чем остальная планета, поэтому для Москвы глобальные изменения несут особую угрозу. Еще была ратификация в РФ Парижского соглашения в обход парламента», – заключает Перов

Парижское соглашение по климату 2015 года не выносилось на рассмотрение Государственной думы и Совета Федерации РФ с интересной формулировкой Правительства РФ: согласие нашей страны на обязательность для нее норм договора выражено в форме его принятия, а это означает, что в нем нет предусмотренных российским законодательством оснований для ратификации.

Подход обусловлен сильными позициями топливно-энергетического комплекса, представители которого выразили недовольство условиями соглашения. При ратификации могли возникнуть многочисленные споры, из-за чего соглашение не вынесли на обсуждение.

«Есть и более давняя история в виде присоединения России к Киотскому протоколу, на что Москва пошла ради вхождения во Всемирную торговую организацию (ВТО). Благодаря этому шагу российской стороны Киотский протокол стал действительным», – констатирует Перов.

После того как Байден вступил в должность президента США, то один из первых разговоров российского МИД с представителями новой администрации касался климатических проблем, так что Москва заинтересована в такой дискуссии с Вашингтоном.

«У нас есть надежда, что это позволит смягчить отношения между странами. А насколько попытки окажутся успешными – отдельный вопрос, но существует подобный взгляд на стратегию РФ по климатическим изменениям», – резюмирует Перов.

«Зеленая» энергетика вызывает вопросы

РФ будет принимать участие в переговорах по климату, но идут споры по эффективности «зеленых» технологий. 

В ФРГ существуют планы по отказу к 2025 году от чистых двигателей внутреннего сгорания и переходу на синтетическое топливо, промышленное производство которого не налажено. Продвигаются возобновляемые источники энергии (ВИЭ), на которые спрос минимален, но их использование грозит удорожанием стоимости электрогенерации: кроме Германии хорошим примером в ЕС является Дания.

Главной проблемой ВИЭ является малоэффективность и неспособность без традиционной энергетики обеспечить экономические потребности. На Западе делается ставка на новые технологии, но пока они не являются эффективной альтернативой.

««Зеленая» волна идет в мире много лет, а после избрания Байдена в США она усилилась. ЕС объявил политику Green Deal («Зеленый курс»), а процессы ускорились благодаря пандемии COVID-19. Сегодня одним из инструментов по выходу из кризиса рассматривается переход на разные «зеленые» технологии, но процесс значительно политизирован», – заключает Перов.

«Зеленые» идеи с точки зрения классического рынка нецелесообразны: ВИЭ приходится поддерживать традиционными энергоносителями.

«ВИЭ во многом являются паразитами на теле традиционной энергетики: они финансируются за счет углеродных сборов, а рост интереса к низкоуглеродной энергетике происходит за счет гигантских субсидий развитых стран», – констатирует Перов.

Ситуация привела к водородному хайпу, в ходе которого лоббисты «зеленых» решений предлагают перейти на водород. 

«Процесс носит искусственный характер, тем более развитие ВИЭ не означает смерть традиционных энергоресурсов. Есть угроза для угля как наиболее грязного энергоресурса, но по нефти и газу нельзя говорить о закате», – резюмирует Перов.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 27.03.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики